Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ изовгетения

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социапистических респубики

<и>888280

/ з

/ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.01. 79 (2! ) 2718086/24-07 (51)М. Кл.

Н 02 К 3/28

Н 02 К 13/02 с присоединением заявки №вЂ”

3осуднрствкнный квинтет (23) Приоритет но делам наобрвтеннй н открытий

Опубликовано 07. 12. 81 ° Бюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 1 0 . 1 2. 8 1 (53) УДК 621. 313. .04 (088.8) 10.Ф. Антонов, В.И. Иогансен, И.А. Кади-Оглы и И.З. Штилерман (72) Авторы изобретения с всксор (7E) Заявитель - . и,„„„|3 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКО11 МАИИНЫ <448fl ч .

Изобретение относится к крупному электромашиностроению и может быть использовано для повышения надежности работы гибких токоведущих шин роторов электрических машин, в частности мощных турботенераторов. .Известен ротор электрической машины, содержащий обмотку возбуждения, контактные кольца и массивный стержень токоподвода, электрически соеди10 ненный с контактными кольцами и катушками обмотки возбуждения с помощью токоведущих болтов и шин токоподвода 11) ..

Шина токоподвода представляет co I5 бой стержень прямоугольного сечения, набранный из отдельных пластин, выполненных из электропроводящего материала.

Места крепления шины к стержню то коподвода и к контактным кольцам (или к катушкам обмотки) обычно располагаются в различных по длине ротора сечениях, вследствие чего при поперечных колебаниях вращающегося ротора возникают относительные перемещения концов шины.

Эти относительные перемещения, имеющие в общем случае три составляюших в радиальном, аксиальном и тангенциальном направлениях, приводят к появлению в шине переменных изгибных напряжений, снижающих усталостную прочность шины и могущих вызвать потерю работоспособности токоподвода ротора.

Также известен ротор электрической машины, содержащий катушки возбуждения, контактные копьца, стеркень токоподвода, соединенньп с катушкой возбуждения и контактными кольцами посредством токоведущих болтов и гибких шин токоподвода, выполненных в виде криволинейных стрежней прямоугольного сечения, набранных из отдельных пластин из электропроводящего материала (2).

888280

Формула изобретения

Однако и криволинейньш стержень не обладает необходимой податливостью, в особенности в тангенциальном направлении.

Целью изобретения является повышение надежности, путем уменьшения знакопеременных напряжений в шинах и увеличения их податливости.

Цель достигается тем, что в известном роторе электрической машины, содержащем катушки возбуждения, контактные кольца, стержень токоподвода, соединенный с катушкой возбуждения и контактными кольцами посредством токоведущих болтов и гибких шин то-, коподвода, выполненных в виде криволинейных стержней прямоугольного сече ния, набранных из отдельных пластин из электропроводящего материала, гибкие шины токоподвода выполнены со сквозными продольными прорезями, Суммарная ширина всех прорезей не превышает 10% ширины шины.

На фиг.1 показан токоподвод ротора (два варианта);на фиг.2 — конструк- zs ция шины с прорезями.

В центральном отверстии вала ротора 1 расположен стержень токоподвода 2, соединенньпЪ с контактными коль". цами 3 с помощью гибкой шины 4 токо-. подвода и токоведущих болтов 5.

Шина 4 в свою очередь присоединяется к токоведущему болту контактными винтами 6.

Стержень токоподвода 2 соединяется с катушкой 7 обмотки возбуждения ротора с помощью токоведущей шины 8 и токоведущих болтов 9, к которым шина крепится контактными винтами 10. .Шины 4 и 8 набраны из отдельных пластин из электропроводящего материа46 ла, обычно меди.

В шинах 4 и 8, имеющих прямоугольнае поперечное сечение и состоящих иэ отдельных пластин, выполнены сквозные продольные прорези 11. При сборке токоподвода шины выгибаются, и их концы, соединенные со стержнем токоподвода и с контактными кольцами (либо с катушками обмотки), для лучшего электрического контакта пропаиваются.

При колебаниях вращающегося ротора концы шин периодически смещаются друг относительно друга. Выполнение прорезей приводит к увеличению податливости шины и снижению, таким образом, переменных изгибных напряжений, причем величина напряжений уменьшается пропорционально числу прорезей °

Описанная конструкция ротора электрической машины, будучи простой и технологичной, при несущественном уменьшении эффективной. площади поперечного сечения шины (до 107) обеспечивает увеличение ее податливости и значительное снижение переменных напряжений в ней, т.е. увеличивает прочность и надежность ротора, 1. Ротор электрической машины, содержащий катушки возбуждения, контактные кольца, стержень токоподвода, соединенный с катушкой возбуждения и контактными кольцами посредством токоведущих болтов и гибких шин токоподвода, выполненных в виде кри-. волинейных стержней прямоугольного сечения, набранных из отдельных пластин из электропроводящего материала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности йутеи уменьшения знаконеременных напряжений в шинах и увеличения их податливости, гибкие шины токоподвода выполнены со сквозными продольными прорезями.

2. Ротор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что суммарная ширина всех прорезей не превышает IOX ширины шины, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Миренбург Л.А, Ремонт роторов турбогенераторов в станционных условиях. М.-Л.. . Госэнергоиздат, 1959, с.126, рис.l-57.

2. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. М., "Энергия", 1967, с.244-265, рис.4-20.

888 81) Составитель А. Воинов

Редактор Т. Кузнецова Техред Ж.Кастелевич Корректор М. Пожо

Заказ 10738 17 Тираж 733 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, >!(-35, Раушская наб., д. 4/5

Фи шал ППП Патент, r Ужгород, ул. Проектная, 4