Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
<>889778
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1233479 (21) 2744148/29-33 с присоединением заявки йо 2744149/29-33 (23) Приоритет—
Опубликовано 153.281. Бюллетень М 46
Дата опубликования описания 15.12.81 (53)PA К„з
Е 01 С 23/07
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК620.1.08 (088. 8) (72) Авторы изобретения
A.A. Шестопалов, Э.И. Деникин, Н.Я. Х
A.A. Васильев и В.И. Окунев (71) Заявитель
Ленинградский ордена Ленина политехни институт им. М.И. Калинина (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ РЕЖИМОВ
УПЛОТНЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕ ТОННОГО ПОКРЫТИЯ
И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к дорожному =троительству и может быть наиболее. эффективно использовано при сооружении дорог с искусственным покрытием, выполненным преимущественно из горячего или теплого асфальтобетонов.
Кроме того может найти применение и в других областях науки и техники при определении усредненных температур внутри объектов, выполненных из пористого материала.
Известен способ измерения температуры объекта, включающий измерЕние температуры газового теплоносителя, 15 омывающего поверхность исследуемого объекта fl).
Применительно к измерению .температуры асфальтобетона способ и устройство для осуществления его обладают 2р рядом недостатков, основным иэ которых являются низкая точность и надеж- . ность.
Известен способ измерения усредненной температуры слоя грунта по 25 изменению объема жидкости при тепловом расширении с использованием прибора включающего баллон с жидкостью, I снабженный градуированной трубкой, заполненной той же жидкостью, погру- Зр жаемый в грунт или асфальтобетон при измерении (2).
Недостаток прибора †. необходимость при измерении температуры погружать . баллон в покрытие, тем самым нарушая его сплошность.
Кроме того, операция погружения трудоемка, так как она должна повторяться за цикл уплотнения длительностью 40-60 мин десятки раз.
Наиболее близким .к предлагаемому является способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия,.включающий измерение температуры воздуха,- используемого в качестве теплоносителя, и-устройство для его осуществления, вклю-, чающее полую термоизолированную камеру с установленным .внутри измерителем температуры (3).
Недостаток способа заключается в том, что он не дает представления о температуре внутри .слоя. покрытия, а именно зто и интересует. технологов, ведущих уплотнение.. Недостатком устройства является .низкая .точность и надежность измерения.
Цель изобретения †.повышение точ. ности измерения.
889778
Цель достигается тем, что по способу определения температурных режимЬв уплотнения асфальтобетонного покрытия,.включающем измерение температуры воздуха, используемого в качестве теплоносителя, .воздух предвари тельно прокачивают через толщину пок рытия.
Прокачку воздуха осуществляют вакуумированием .Участка .покрытия, который изолируют от окружающей температуры.
В устройстве для осуществления способа, включающем полую термоизолированную камеру с установленным внутри измерителем температуры, камера снаб". жена опорным фланцем с уплотнителем. 15 и средством создания вакуума, размещенными соответственно в торцах камеры.
Способ осуществляют следующим образом. 20
Устанавливают прибор на асфальтобетонное покрытие фланием и создают замкнутое, изолированное объемом полости камеры пространство над участком покрытия. Создают разрежение.
Следят по манометру, чтобы давление в полости камеры не падало ниже
0,95 ата, что обеспечивает. равномерный и низкоскоростной приток в йолость камеры нагретого воздуха из толщи покрытия и через него. Над по- ЗО верхностью в полости камеры создается давление меньше давления газа внутри слоя. Разность давлений вызовет фильтрацию воздуха иэ области высокого в область низкого давления над по- 35 верхностью слоя. Воздух, который нахо" дился внутри слоя асфальтобетона и имел температуру последнего, выйдя из слоя, создает тепловой. йоток воздуха над поверхностью дорожного по- gg крытия. Поскольку тепловой поток постоянно вытекает из внутреннего слоя смеси, то температура этого потока поддерживается постоянной и соответствует усредненному значению температуры слоя асфальтобетона. Измерение температуры осуществляют с помощью термометра. Стабилизация в показаниях термометра означает преодоление его инерции и показанная температура будет являться усредненной 50 температурой асфальтобетона. Диапао зон от 70 С вЂ” 160 С является наиболе рациональным для формирования необходимой структуры асфальтобетона.
На фиг. 1 представлено устройст- 55 во для осуществления способа; на фиг. 2 — схема управления электродвигателем; на фиг. 3 — схема управления работой термоиндикатора.
Устройство содержит камеру 1, выполненную из гаэоплотного материала . в форме усеченного конуса со сквозным отверстием, образующим внутреннюю полость., с пенопластовой футеровкой 2. В расширенной части камера снабжена опорным фланцем 3, уплотнительным диском 4, например упругоэластичной резиной с кольцевыми ка.навками, образующими лабиринтное уплотнение. В полости камеры в зоне опорного фланца установлен измеритель температуры 5,.электрически связанный с источником .питания аккумулятором 6. В зауженной части камеры установлено средство создания вакуума, например крыльчатка 7 (или ресивер с насосом), которая с помощью ,вала 8 связана с электродвигателем
9 постоянного тока, который также .связан с аккумулятором 6. Корпус электродвигателя установлен в обойме
10 кронштейна 11, жестко связанного с корпусом 1 и одновременно являющегося рукояткой, на которой установлена приборная доска 12, несущая индикатор температуры и счетчик оборотов электродвигателя (не показан).
Схема управления электродвигателем содержит включенный параллельно электродвигателю стабилитрон 13, подстроечный резистор 14, два выключателя
15. Для работы крыльчатки предпочтителен привод с последовательным возбуждением, имеющий мягкую рабочую характеристику, т. е. зависимость между числом оборотов и моментом,. изменяющуюся по экспоненциальному закону.
Схема управления работой термоиндикатора содержит мостовую схему измерения 16, в одно из плеч которой включен измеритель температуры 5, связанный с линейным усилителем 17, между выходом которого и измерителем температуры введен корректирующий резис тор 18.
Устройство работает следующим образом.
Устанавливают устройство на поверх ность дорожного асфальтобетонного покрытия так, чтобы изолировать внутренний объем камеры 1 от окружающей атмосферы и предотвратить натекание воздуха внутрь камеры через зазоры между корпусом и слоем асфальтобетона. Включают электродвигатель, на валу которого расположена крыльчатка, и начинают откачку воздуха из внутреннего объема камеры 1. В полости камеры создают давление меньшее, чем давление воздуха, находящегося в слое асфальтобетона. Это давление обеспечивает непрерывное движение воздуха через слой асфальтобетона, температуру которого измеряют.
Электрическое напряжение, пропорциональное измеряемой температуре, снимается с выхода линейного усилителя 17 и через корректирующий рези,стор 18 подается на обмотку измерителя температуры и вход усилителя 17, в результате чего выходное напряжение оказывается практически пропорционально измеряемой температуре покрытия. Показания измерителя температу889778 ры считывают с индикатора, находящегося на приборной доске 12.
Формула изобретения
1. Способ определения температурных режимов уплотнения асфальтобетонного покрытия, включающий измерение температуры. воздуха, используемого в качестве теплоносителя, о т л ич а ю щ и с я тем, что, с целью повышения точности .измерения, воздух предварительно прокачивают через толщу покрытия.
2. Способ по и. 1, о т л и ч а юр и и с я тем, что прокачку воздуха осуществляют вакуумированием участка покрытия, который изолируют от окружающей атмосферы.
3. Устройство для осуществления способа по п. 1 и 2, включающее полую термонзолированную камеру с установ" ленным внутри измерителем температу" ры, о т л и ч а ю щ е е с я -тем, что камера снабжена опорным фланцем с уплотнителем и средством .создания вакуума, размещенными .соответственно в торцах камеры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
251870, кл. G Ol К 13/08 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
77795, кл. G 01 К 3/02, 1948.
3. Авторское свидетельство СССР
51477, кл. G 01 J 5/16, 1935.
889778
Составитель М. Слинько
Техред А.йч Корректор,В. Синицкая
Редактор Е. Яковчик
Заказ 11218 Тираж 564
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4