Устройство для регулирования транспортного двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ()889881
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 20.12.79 (21) 2853692/25 — 06 с присоединением заявки .% (53)M. Кл.
F 02 О 9/10
Государственный комитет
СССР (28) П риоритет по делам изобретений н открьпнй
Опубликовано 15.12.81 Бюллетень Ра46 (53) УДК621 43-545 (088.8) Дата опубликования описания 15 12 81 (72) Автор изобретения
А. В. Черепащук
Одесская научно-исследовательская станция Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательского тракторного института (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к устройствам для регулирования транспортного двигателя внутреннего сгорания.
Известны устройства для регулирования транспортного двигателя внутреннего сгорания, содержащие впускной трубопровод, установленную в нем воздушную заслонку, связанную с механизмом выключения двигателя, и коробку перемены передач с ползунами (11.
В известных устройствах не обеспечивается
10 независимое от оператора активное влияние на работу двигателя при отсутствии на его валу нагрузки.
Цель изобретения — ограничение времени работы двигателя без нагрузки и на холос 15 том ходу путем его автоматической остановки.
Поставленная цель достигается тем, что механизм выключения выполнен в виде фрикциона с центробежным пружинным регулятором, снабженным зубчатой реечной передачей с храповиком.
Рейка зубчатой передачи с одной стороны снабжена тросом, подсоединенном к ползунам коробки перемены передач, а с другой рычажной передачей, связанной с воздушной заслонкой, и пружиной для возврата рейки в исходное положение.
На фиг..1 приведена схема устройства в исходном положении; на фиг. 2 — то же, в положении при работе двигателя; на фиг. 3— то же, при остановке двигателя. (перевод в режим холостого. хода) .
Устройство содержит впускной трубопровод 1, установленную в нем воздушную заслонку 2, связанную с механизмом выключения двигателя, и коробку перемены передач с ползунами 3. Механизм выключения выполнен в виде фрикциона 4 с центробежным пружинным регулятором 5, снабженным зубчатой реечной передачей 6 с храповиком
7. Рейка зубчатой передачи 6 с одной стороны снабжена тросом 8, подсоединенным через ролики 9 к ползунам 3, а с другой рычажной передачей, связанной с воздушной заслонкой 2, и пружиной 10 для возврата рейки в исходное положение. Рычажная передача выполнена в виде подпружиненного пружиной 11 качающегося рычага 12, контак889881
1а
За
4а
5а
55 тирующего с упором 13 и хвостовиком 14 рычага 15. Рычаг 15 снабжен пружиной 16, Впускной трубопровод 1 снабжен заборником
17 воздуха. Передвижная опора А регулятора
5 необходима для регулировки его частоты вращения, т.е, времени срабатывания устройства. Устройство может быть помещено в коробку перемены передач.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении устройства (фиг. 1) воздушная заслонка 2 открыта и не препятствует запуску двигателя. После запуска возмо>кна длительная его работа для возможности проверки работоспособности узлов и агрегатов, проверки приборов контроля, прогрева и т.д. Для трогания с места транспорт ,ного средства обязательно должна быть включена одна из передач коробки перемены передач, При этом соответствующий ползун 3, выдвигаясь, натягйвает трос 8 и перемещает
2 рейку зубчатой передачи 6, растягивая пружину 10 (фиг. 2). Качаюшийся рычаг 12, за счет действия пружины 10, обходит хвостовик 14 рычага 15 и прижимается к упору
13 а реечное колесо зубчатой передаrn 6
2 свободно проворачивается, так как при вращении в этом направлении храповик 7 не заклинивается, 1 абота транспортного средства возмо>кна длительное время.
Перевод двигателя в режим холостой работы (при любой частоте вращения коленчатого вала) возможен только при выключении передачи коробки перемены передач. При этом (фиг. 3) ползун 3 возвращается в исходное (нейтральное) положеиие, освобождая трос 8. Рейка зубчатой передачи 6 имеет возможность перемещаться в сторону растянутой пружины 10. Однако вращение реечно.го колеса зубчатой передачи б не свободно, так как при вращении в эту сторону храповик 7. заклинивается — вращение передается центробежному пружинному регулятору 5, а вместе с ним и подвижной опоре А фрикциона 4. В дальнейшем частота вращения реечного колеса контролируется центробе>кным . регулятором 5 и фрикционом 4 — при увеличении частоты вращения грузики регулятора 5 расходятся, а подвижной элемент фрикциона 4 прижимается к основанию, происхо.дит торможение и частота вращения уменьшается. С.падением частоты вращения центробежная сила грузиков регулятора 5 умень. шается, это дает возможность подвижной опоре фрикциона 4 отойти от основания, что способствует увеличению частоты вращения и т.д. Таким образом, для полного сжатия растянутой пружины 10, т.е. возвращения рейки зубчатой передачи 6 в исходное положение, потребуется некоторое время, Величи4 на этого времени может быть выбрана подбором масс грузиков и жесткости пружины, что возможно на заводе, или передвижением опоры. А вдоль оси в ту или другую сторону, что возможно оператором, управляющим транспортным средством.
В конце хода рейки зубчатой передачи 6 качающийся рычаг 12, упираясь в упор 13 поворачивает на некоторый угол рычаг 15, а вместе с ним и воздушную заслонку 2.
Поток воздуха через заборник 17 впускного трубопровода 1 (и далее к цилиндрам двигателя) прекращается и двигатель начинает уменьшать частоту вращения от недостатка воздуха, Качающийся рычаг 12 за счет наличия на рычаге 15 хвостовика 14 еще некоторое время удерживает рычаг 15, а вместе с. ним и воздушную заслонку 2 в закрытом положении, что необходимо для полной остановки двигателя. В дальнейшем рычаг 12 выходит из соприкосновения с хвостовиком
14 и рычаг 15 под действием пружины 16 возвращается в исходное положение, а вместе с ним и воздушная заслонка 2 (фиг. 1).
Двигатель готов к запуску.
Применение устройства для регулирования транспортного двигателя путем его автоматической остановки при работе без нагрузки и на холостом ходу позволяет до минимума свестл перерасход топлива.
Формула изобретения
1, Устройство для регулирования транспортного двигателя внутреш его сгорания, содер- жащее впускной трубопровод, установленную в нем воздушную заслонку, связанную с механизмом выключения двигателя, и коробку перемены передач с ползунами, о т л ич а ю щ е е с,я тем, что, с целью ограничения времени работы двигателя без нагрузки и на холостом ходу путем его автоматической остановки, механизм выключения выполнен в виде фрикциона с центробежным пружинным регулятором, снабженным зубчатой реечной передачей с храповиком.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч. а ющ е е с я тем, что рейка зубчатой передачи с одной стороны снабжена тросом, под> соединенным к ползунам коробки перемены передач, а с другой — рычажной передачей, связанной с воздушной заслонкой, и пружиной для возврата рейки в исходное положение.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Тракторы "Беларусь", MT3 — 80, MT3 — 80Л., MT3 — 82 Л. Руководство по эксплуатации и уходу. Минск, "Урожай *, 1973, с. 60.
889881
Составитель В. Ищенко
Техред P.Îëèÿí
Редактор М. Бандура
Корректор М. Пожо
Заказ 10924/53
Тираж 584 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4