Шарнирный неразъемный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Соцмавистнческмк
Республик
О П И С А Н И Е „ 88993!
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) За члено 24.09.79 (21) 2849166/25-27 с присоединением заявки №вЂ”
23) Приоритет— (51) М. К .
F 16 С 33/04
Государстееиимй комитет
Опубликовано 15.12.81. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания 15.12.81 (53) УДК 68! .822..5 (088.8) ло делам изобретеиий и открмтий (72) Авторы изобретения
Г. Г. Рутман и И. М. Сидоров
Третий государственный подшипниковый завод (71) Заявитель (54) ШАРНИРНЫЙ НЕРАЗЪЕМНЫЙ ПОДШИПНИК
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве неразъемных шарнирных подшипников, предназначенных для работы в условиях сухого и граничного трения.
Известен шарнирный подшипник с наружным кольцом, имеющим скосы на торцах с внешней стороны и сферический вкладыш (1) .
Недостаток известных шарнирных неразьемных подшипников состоит в сложности обеспечения требуемого профиля поверхностей соединений, поскольку остаточные напряжения, проявляющиеся в упругом пружинении наружного кольца, приводят к неравномерности радиального зазора, что не позволяет обеспечить высокую несущую способность .и долговечность.
Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления, повышение эффективности и долговечности шарнирных неразьемных подшипников.
Указанная цель достигается тем, что в шарнирном неразъемном подшипнике скольжения, содержащем наружное кольцо со скосами на торцах с внешней стороны, сферический вкладыш и антифрикционную вставку, на внутренней поверхности наружного кольца перпендикулярно продольной оси симметрии подшипника выполнены пазы с цилиндрической образующей, а на торцах выполнены пазы с конической образующей с высотой, превосходящей высоту скоса, и углом наклона, меньшим угла скоса, при этом пазы с цилиндрической образующей имеют глубину и ширину, равные 0,1 — 0,2 от внутреннего диаметра подшипника.
На фиг. изображен предлагаемый шарнирный неразъемный подшипник в сборе; на фиг. 2 — сечение наружного кольца подшипника.
Шарнирный неразъемный подшипник состоит из сдеформированного наружного кольца 1, антифрикционной вставки 2 и
15 сферического вкладыша 3. На внутренней поверхности кольца 1 выполнены пазы с цилиндрической образующей 4 и с конической образующей 5. Участки пазов 4 и 5 внутренней поверхности кольца 1 служат дополнительными концентраторами напряжений. При деформации кольца в процессе сборки они способствуют приданию требуемого профиля сопрягаемым поверхностям.
Вместе с тем, на участках пазов релаксируют
889931 остаточные напряжения, наличие которых неблагоприятно сказывается на последующей работе подшипников.
Оптимальность выбора цилиндрического паза состоит в наибольшей эффективности управлением распределения деформации s внутренней поверхности наружного кольца.
Кроме того, оптимальность цилиндрического паза обусловлена технологичностью его исполнения и удобством контроля с целью обеспечения повторяемости размеров, гарантирующих высокое качество готовых подшипников. Пределы относительных размеров цилиндрических пазов выбраны на основании экспериментальных данных, проведенных на многотысячных партиях подшипников.
Наличие пазов с конической образующей позволяет обеспечить заданную геометрию буртов подшипника после изгиба торцовых скосов, из которых формируются бурты.
При этом оптимальная высота пазов с конической образующей составляет 1,4 — 1,6 от высоты скосов, а угол наклона образующей >В на 5 — 10 меньше угла скоса.
Выполнение лазов на внутренней поверхности наружного кольца повышает эффективность и долговечность подшипников.
Формула изобретения
1. Шарнирный неразъемный подшипник скольжения, содержащий наружное кольцо со скосами на торцах с внешней стороны, сферический вкладыш и антифрикционную вставку, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, повышения эффективности и долговечности, на внутренней поверхности наружного кольца перпендикулярно продольной оси симметрии подшипника выполнены пазы с цилиндрической образующей, а на торцах выполнены пазы с конической образующей с высотой, превосходящей. высоту скоса, и углом наклона, меньшим угла скоса.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что пазы с цилиндрической образующей имеют глубину и ширину, равные 0,1 — 0,2 внутреннего диаметра подшипника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 2?1190, кл. F 16 С 43/02, 1970;
889931
Рог. 2
Составитель А. Романова
Редактор М. Келемеш Техред А. Бойкас Корректор О. Билак
Заказ 10931/55 Тираж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4