Регулируемая гидродинамическая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соаетскик

Социалист ическик

Реслублик

<>889946 (61) Дополнительное к авт. свид-ву —— (22) Заявлено 070 1ЯО (21)2888497/25-27 с присоединением заявки М— (51) М. Кл.з

F 16 0 33/02

ГосударствеииыИ комитет

СССР ио делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 151281 бюллетень Ио 46

Дата опубликования описания 15.1281 (53) УДК 621. 825. .6(088.8) (72) Авторы изобретения

И.С.Зарх и Л.Н.Баталина

Бсесоюзный научно-исследовательский и проектньй институт мономеров

7 Р5 (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна гидродинамическая муФта, содержащая два насосных и турбинных колеса, вэаимодействуюцие через рабочую жидкость 1j.

Недостатком ее является большой вес и габариты. f0

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является регулируемая гидродинамическая муфта, содержащая насосное колесо и турбинное колесо с поворотными лопатками, установленными на осях связанных с механизмом поворота и его привода 12).

Недостатком этой муфты является низкие эксплуатационные характеристики.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в регулируемой гидродинамической муфте, содержацее насосное колесо и турбинное колесо с поворотными лопатками, установленными на осях, связанных с механизмом поворота, оси поворотных лопаток расположены в плоскости, перпендикулярной оси вра- З0 щения муфты, а механизм поворота выполнен в виде приводного вала конических шестерен, закрепленных на осях поворотных лопаток и контактирующего с ними центрального зубчатого колеса и стакана, установленного с воэможностью осевого перемещения и поворота относительно привоцного вала.

На чертеже показана предлагаемая регулируемая гидродинамическая муфта, продольный разрез.

Муфта состоит из насосного колеса

1, ведущего вала 2, ведомого вала 3, турбинного колеса 4. Ведомый вал 3 со смонтированным на нем турбинным колесом 4 крепится на подшипниках в корпусе насосного колеса 1. В турбинном колесе по окружности на подшипниках установлены лопатки 5, жестко скрепленные с зубчатыми коническими шестернями-секторами 6, которые находятся в зацеплении с центральным зубчатым коническим колесом 7. Ступица колеса

7 свободно сидит на ведомом валу 3 и имеет сквозные окна, через которые проходит ось 8, плотно посаженная на валу 3. На оси 8 крепятся ролики 9.

На ступицу центрального зубчатого конического колеса 7 надет стакан 10 с продольными пазами, параллельныж

889946

Формула изобретения ццИИПИ Заказ 10933/56 Тираж 1009 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 оси муфты и винтовыми пазами. Ведомый вал 3 связан при помощи оси 8 и роликов 9 со стаканом 10, На стакан 10 надет корпус 11 с подшипниками

12. Шестерни б смонтированы на осях

13. Стакан 10 имеет винтовые пазы 14.

Гидродинамическая муфта работает следующим образом.

1<рутящий момент от насосного колеса 1 передается через жидкость на турбинное колесо 4 и ведомый вал

3. Изменение передаваемого момента 3 производится поступательным движением корпуса 11 вдоль оси. Стакан 10, связанный при помощи роликов 9 и оси

8 с ведомым валом 3, вращается вместе с ним. Ролики 9, сидящие на оси 8 15 ведомого вала 3 и ступицы центрального зубчатого конического колеса 7, двигаясь по винтовым пазам.стакана

10, поворачиваются вместе с колесом 7 относительно муфты на заданный угол 2О поворота. Зубчатые конические сектора б с лОпатками 5, находящиеся в постоянном зацеплении с центральным зубчатым коническим колесом 7, поворачиваются, обеспечивая необходимый угол встречи лопатки с потоком жидкости.

Предлагаемое изобретение уменьшает гидродинамические сопротивления и момент силы, действующий на лопатку, что повышает эксплуатационные возможности муфты.

Регулируемая гидродинамическая муфта, содержащая насосное колесо и турбинное колесо с поворотными лопатками, установленными на осях, связанных с механизмом поворота, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, оси поворотных лопаток расположены в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты, а механизм поворота выполнен в виде приводного вала конических шестерен, закрепленных на осях поворотных лопа ток, контактирующего с ними центрального зубчатого колеса и стакана, установленного с воэможностью осевого перемещения и поворота относительно приводного вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ 9 1172085, кл. 47 С 14, 1959.

Авторское свидетельство СССР

Р 217800, кл. F 16 0 33/02, 1966 (прототип,