Упругое зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнх

Соцналнстнческни

Республик

ОП ИСАЫИЕ

ИЗОБРЕТЕЫ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 889983 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.02.80 (21) 2880496/25-28 с присоединением заявки М (23) П риоритет

Опубликовано 15.12.81 ° бюллетень М 46

Дата опубликования описания 18. 12.8 1 (51)М. Кл.

F 16 Н 55/14

3Ьоударстеенный комитет

СССР

F 16 3 3/58 ио делам изобретений и открытий (53) ЗДК,2, .833(088.8) (72) Автор изобретения

B. В. Сизоненко

Р

Всесоюзный научноисследовательский проектйо-конструкторский технологический институт механизации труда в черной металлургии и ремонтно-механических работ (7! ) Заявитель (54) УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым колесам.

Известно упругое зубчатое колесо, содержащее ступицу, зубчатый венец и коаксиально расположенные промежуточные элементы, соединенные со ступицей и

5 венцом при помощи амортизаторов, расположенных в отверстиях, выполненных равномерно по окружности на сопрягаемых поверхностях 11 .

Недостатком данного зубчатого коле

1О са является невозможность получения требуемой нелинейной характеристики жесттсости при большом диапазоне измекения величины момента в тяжелонагру15 женных зубчатых передачах.

Цель изобретения - получение нелинейных характеристик жесткости при передаче различных по величине крутящих моментов.

Для достижения цели в упругом зубчатом колесе на сопрягаемых поверхностях выполнены ограничители деформации амортизаторов, а суммарная жесткость последних возрастает на каждой сопрягаемой поверхности в направлении от венца к ступице в отношении 1/2:3.

На фиг. 1 изображено предлагаемое упругое зубчатое колесо; на фиг. 2 - раз-. рез А-А на фиг. 1.

Колесо содержит ступицу 1, зубчатый венец 2 и промежуточные элементы 3 и

4, свободно установленные между ступицей 1 и венцом 2. На каждой из сопрягаемых поверхностей между ступицей 1 и элементами 3 и 4 и зубчатым венцом 2 выполнены равномерно по окружности отверстия, в которых установлены амортизаторы 5, 6 и 7 в виде цилиндрических резиновых пробок с различной жесткостью, H ограничители деформации 8, 9 и 10.

При этом, на опной и той же сопрягаемой поверхности амортизаторы выполнены с одинаковой. жесткостью. Суммарная жесткость амортизаторов на каждой иэ сопрягаемых поверхностей различна и возрастает с уменьшением их пиаметров. Отношение суммарной жесткости амортиэато8899 ров каждой последующей сопрягаемой иоверхпости к предыдущей составляется 2:3.

Ограничители деформации 8, 9 и 10 выполнены в виде шлицевого соединения с одинаковыми зазорами между рабочими поверхностями для каждого ограничителя.

Количество промежуточных элементов между ступицей 1 и зубчатым венцом 2 выбирается иэ условия получения требуемой нелинейной характеристики жесткос- 10 ти, величины переменного передаваемого крутящего момента и конструктивных соотн ош ен и й.

Угругое зубчатое колесо работает

15 следующим образом.

При возникновении небольших по величине крутящих моментов в работу пер- воначально вступают амортизаторы 5 с наименьшей суммарной жесткостью, расположенные между зубчатым венцом 2 и промежуточным элементом 4. Так как суммарная жесткость амортизаторов 6 и 7 в 2-3 раза больше суммарной жесткости амортизаторов 5, в процессе демпфирования они практически не учавствуют и работают совместно со ступицей 1 и элементом 3 как единая жесткая конст» рукция. Когда крутящий момент превысит определенную величину, зазор в шлицевом соединении ограничителя деформации выбирается и амортизаторы. 5 выходят из работы. Эта величина наперед известного крутящего момента является нижним пределом его диапазона изменения, на который рассчитаны амортизаторы 6, 35 расположенные на следующей сопрягаемой поверхности между элементами 3 и

4. При этом зубчатый венец 2 и элемент

4, вследствие наличия ограничителя tleформации 8, работают как жесткая кон40 струкция и прочность их соединения улуч83 шается. При дальнейшем увеличении крутящего момента выбирается зазор в ограничителе деформации 9, и в работу включаются амортизаторы 7, которые работают до выбора зазора в ограничителе деформации 1О.

Предлагаемое зубчатое колесо, за счет ограничителей деформации повышает надежность работы амортизаторов, имеющих различную жесткость, что улучшает эксплуатационные качества колеса, а за счет амортизаторов с различной жесткостью демпфируется широкий спектр передаваемых зубчатым колесом колебаний, что улучшает надежность работы зубчатой передачи и увеличивает ее долговечность.

Формула изобретения

Упругое зубчатое колесо, содержащее ступицу,. зубчатый венец и коаксильно расположенные промежуточные элементы, соединенные со ступицей и венцом при помощи амортизаторов, расположенных в отверстиях, выполненных равномерно по окружности на сопрягаемых поверхностях, отличающеесятем, что, сцелью получения нелинейной характеристики жесткости при передаче различных по величине крутящих моментов, на сопрягаемых поверхностях выполнены ограничители деформации амортизаторов, а суммарная жесткость последних возрастает на каждой сопрягаемой поверхности в направлении от венца к ступице в отношении

1/2: 3, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

>о 652382> кл. F 16 D 3/58, 1977 (прототип), Составитель А. Матвеев

Редактор М. Келемеш Техред И. Гайду Корректор Л. Бокш ан

Заказ 10935/58 Тираж 1009 Подписи ое

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П11П "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4