Способ установки на профиле излучателей сейсмических колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (i i)890304 (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 31. 03.80 (21) 2902427/18-25 с присоединением заявки М (23 } П риоритет (51)М. Кд.
G 01 V 1/14 фкударственны1 квинтет
СССР ае данаи нэабретеннй н атнрытнА
Опубликовано 15 ° 12a81 Бюллетень Юе 46
Дата опубликования описания 15.12 81 (53) УДК 550.83 (088.8) Л. И. Нечуйвитер, М. Н. Коденко и Е. П;,Анкудинов
i (72) Авторы изобретения
1 „„ и
Харьковский ордена Ленина политехнический инстит им. В. И. Ленина (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ УСТАНОБКИ НА ПРОФИЛЕ ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ
СЕЙСМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к сейсмичес; кой технике, а именно к способам самоустановки транспортного средства, с сейсмическими .невзрывными излучателями на сложнопересеченной местности.
Известен способ установки транспортного средства и излучателя на профиле с наклонными поверхностями участками земли.под излучателем, в котором при выходе транспортного средства на рабочую точку исследования,.на грунт опускают домкратами четыре опорные пяты,. при этом домкраты закреплены по углам рамы транспортного средства» Затем .на этих
15 домкратах транспортное средство выс-. тавляют горизонтально над землей, после чего тремя гидроцилиндрами, закрепленными на раме шарнирно опусУ
20 кают опорную плиту с вибратором на наклонную, поверхность грунта, а затем от дополнительных приводов забуривают три анкера для удержания опорной плиты на наклонной поверхности грунта во время проведения сеанса исследования11)
Недостаток этого способа установки заключается в том, что перед опусканием опорной плиты вибратора необходимо выбрать . ровную площадку, равную площади .опорной плиты, или предварительно ее подготовить вручную для достижения плотного. контакта опорной плиты с грунтом.,Кроме того, этот способ не пригоден для установки источнника сейсмических колебаний на сравнительно плотных грунтах, какими являются смерзшийся грунт, так как он не снимается и не вдавливается под опорной плитой под воздействием силы веса транспортного средства.
Известен также способ установки на профиле излучателей сейсмических колебаний, заключающийся в установке транспортного средства на три группы домкратов,.опирающихся на излучатели, подъеме транспортного сред890304 ства в горизонтальное положение путем управления каждой группой доякратов от своего распределителя. Для копиро вания уклонов местности излучатели с домкратом транспортного средства соединены через сферические шарни-, ры(2)
Недостатком. этого способа являете. ся то, что необходимо выбирать.площадки на уклонах под излучатели, соизмеримые с их опорной поверхностью, а также то, что при установке транс-. портного средства на наклонных излу-. чателях, базирующихся на уклонах с пространственным .расположением, результирующий вектор нормальных сил трех групп излучателей в большинстве случаев отклонен от. вертикали, .что приводит к раскачиванию транспортного средства при проведении се ансов сейсмических. исследований.
Цель изобретения — повышение помехоустойчивости излучения за счет при. дания устойчивости .транспортному средству на сложнопересеченной местности в процессе возбуждения колебаний.
Поставленная цель достигается тем, что в способе установки на лрофиле излучателей сейсмических колебаний, закрепленных на домкратах.и размещенных тремя группами на раме транспортного средства симметрично отно сительно его центра тяжести, включающем-.подъем транспортного, средства на домкратах, приведение его в строго горизонтальное .состояние и фиксацию его в этом положении, выставля.ют транспортное средство строго горизонтапьно на первой системе излучателей, под второй системой излучателей ими же оборудуют горизонтальные площадки, перераспределяют вес транспортного средства с первой системы излучателей на вторую, сохраняя строго горизонтальное положение тран. спортного средства затем под первой системой излучателей ими же оборудуют горизонтальные площадки, после чего вес транспортного средства перераспределяют .равномерно на две системы излучателей.
На чертеже представлена схема, реализующая предлагаемый способ.
Транспортное средство l.несет на себе, по крайней мере, шесть излучателей 2-7 которые закреплены на домкратах 8-13, а последние — на раме 14 транспортного средства. Горизонтальные транспортные средства осуществляются двумя системами, которые управляют. работой первой 8, 9 и 10 и второй ll 12 и 13 группами домкратов под контролем креномера.
Способ реализуют следующим образом.
При выходе транспортиого,средства
111 на рабочую точку исследования со сравнительно слабым поверхностным грунтом (пески, супесь) на неровности грунта, опускают первую группу излучателей 2,3 и 4 и с помощью домкра 13 тов 8, 9 и 10 и креномера транспортное средство выставляют по отношению к горизонту горизонтально. При этом допускается неплотное прилегание к профилю опорных плит излучаЗр телей 2,3 и 4, но добиваются отклонения стрелки креномера от 0 не более, чем на 30 о
После установки транспортного средства в горизонтальной плоскости у3 на поверхности грунта опускают с помощью домкратов 11, 12 и 13 излучатели S 6 и 7 второй группы.и сообщают им возвратно-поступательное перемещение В результате воздействий
3ц излучателей на поверхности грунта происходит его уплотнение и выравнивание, т.е. образуются горизонтальные площадки под опорами излучателей.-После получения под излуча3S телями 5 6 и 7 второй группы горизонтальных площадок,. равных по площади опорным плитам, излучателей, первую группу излучателей 2,3 и 4 разгружают от веса транспортного средст40 ва и нагружают. весом транспортного средства излучатели, 5 6 и 7 второй группы. После этой операции контролируют горизонтальное расположение транспортного средства по креномеру и,излучателями первой группы, анало4f гично излучателям второй группы, об.рабатывают горизонтальные площадки.
После получения достаточных размеров площадок под излучателями 2,3 и
4. производят равномерное распределение веса транспортного средства на цве группы излучателей и его горизонтальную установку.
Таким образом-сущность способа установки транспортного . средства на сложнопересечЬнном профиле заключается в чередовании операций по горизонтированию.поочередной обра890304
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ )0984/74 Ти аж ?35 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ботки горизонтальных площадок на раз пых уровнях под излучателями, самими же излучателями .управляемые через две системы.и датчик угла наклона. В результате этих операций транспортное средство перед проведением сеанса исследований.выставляется на местности горизонтально, а
его излучатели. покоятся на горизонтальных площадках, расположенных на разных уровнях.
Использование данного способа в сравнении с известными обеспечивает уменьшение помех на вертикальные составляющие .вибрации. Кроме того, допустимые уклоны местности, на которых возможно производить изыскательные работы, ограничиваются допустимым поперечным углом устойчивости от опрокидывания транспортного средства. Упрощается систе ма подвески излучателей на транспортное средство за счет исключения шарнирных соединений.
Способ установки на профиле из-, лучателей сейсмических колебаний,saкрепленных на домкратах и размещенных тремя группами .на раме транспортного средства симметрично. относительно его центра тяжести,.включающий подьем транспортного средства на домкратах, приведение его в строго горизонтальное положение и фиксацию его в этом положении, .о т л и ч а ю- .,— шийся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости. излучения за счет придания устойчивости транспорт. ному средству на сложйопересеченной местности в процессе возбуждения .колебаний, выставляют, транспортное средство строго горизонтально.на первой системе излучателей, под второй
IS системой излучателей ими же оборудуют горизонтальные площадки, перераспределяют вес транспортного средства с первой системы излучателей на вторую, сохраняя горизонтальное поло20 жение транспортного. средства, затем под первой системой .излучателей ими же оборудуют горизонтальные площадки, после чего вес транспортного средства перераспределяют равномерно
23 на две системы излучателей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент C)))A.. В 3106982, кл. 181-5, опублик,. 1963.
30 2..Авторское свидетельство СССР по заявке У 273)684/2S, êï. G 01 Ч l/00, 1979 (прототип).