Учебный прибор по физике
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<111 890430 (61) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-????????” (22) ???????????????? 10.0330 (21) 2893541>
Дата опубликования описания 151281 (51)М. Кл.э
G 09 В 23/08
Росу«арстаениый аоиятет
СССР ао «еааи язобретеяяй я открытий (53) УДК 371. 66 (088. 8) (72) Лвторы изобретения
Л.Д. Иванов, E.A Филимонов, Г. Н. Стоянов и О.Д. Аверин (71) Заявитель (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ
Изобретение относится к учебным наглядным пособиям, в частности к приборам по физике, и может быть использовано для демонстрации принципа действия магнитного подвеса н результирующего магнитного поля статора и ротора линейного двигателя.
Наиболее близким к предлагаемому является учебный прибор по физике, содержащий каретку, установленную на направляющих и, расположенные вдоль них зеркала (1).
Недостатком его является ограниченность диапазона решаеьих задач.
Кель изобретения — расширение диапазона решаемых задач путем обеспечения возможности демонстрации принципа действия магнитного подвеса и результирующего магнитного поля статора и ротора двигателя.
Цель достигается тем, что учебный прибор имеет тележку, установленную на каретке, имитатор статора, выполненный в виде световых элементов, установленных в верхней части направляющих эаподлицо с их поверхностью, и генератор импульсов, связанный со световыми элементами, при этом каретка имеет втулки н размещенные в них пружины, и упругие стойки для установки на них тележки, направляющие и тележка снабжены магнитными пластинаьы, а зеркала установлены под углом 45 к горизонтали.
На фиг. 1 изображен учебный прибор по физике, общий вид на фиг. 2то же, разрез.
Учебный прибор по физике содержит каретку 1, установленную на направляющих 2, с установленной на ней тележкой 3, расположенные вдоль направляющих 2 зеркала 4, установленные под углом: 45 к горизонтали, имитатор статора, выполненный в виде
15 световых элементов 5, установленных в верхней части направляющих 2 заподлицо с их поверхностью, и генератор импульсов б, связанный со световыьй элементами 5. Каретка 1 име20 ет втулки 7, размещенные в них пружи« ны 8 и упругие стойки 9 для установки на них тележки 3. Направляющие 2 и тележка 3 снабжены магнитныьы пластинами 10 и 11. Направляющие 2 имеют продольные выступы 12 и отверстия 13 для размещения световых элементов 5.
Каретка 1 содержит продольные пазы
14, в которые входят выступы 12 нап- . равляющих 2. Верхняя часть каждой
30 из втулок 7 содержит заглушку 15 с
890430 отв рстием, в которое свободно проходит стойка 9. Одновременно заглушка 15 является упором для пружины 8.
Световые элементы 5 соединены с генератором импульсов 6 типа "бегущая волна", содержащим трехпозиционный переключатель 16.
Принцип действия учебного прибора по физике состоит в следующем.
Вначале демонстрируют действие магнитных пластин 10 и 11, установлен- ных на направляющих 2 и тележке 3.
Действующая сила магнитных пластин в данном случае заменяется жесткостью пружин 8. По воздушному зазору между магнитными пластинами 10 и.11 в четырех точках судят о правильности заг- t5 рузки тележки 3 относительно ее центра тяжести. Эластичность стоек 9 позволяет создавать для наглядности наклоны тележки относительно ее продольной и поперечной осей. Затем вклю- Я() чением трехпозиционного переключателя подают питание на генератор импульсов 6. С его помощью создается "бегущая волна" из световых элементов 5 путем последовательного выключения одних и включения других из них, скорость "волны" регулируется частотой импульсов генератора 6. Свет световых элементов 5 отражается зеркалами 4 и виден зрителям,"световая волна" из электролампочек имитирует результирующее магнитное поле. Перемещая каретку 1 с тележкой 3 вдоль направляющих 2 в направлении движения "волны", демонстрируют разгон ротора с тележкой, при этом скорость движения "волны" должна быть больше скорости движения тележки. При имитации торможения тела направление движения "волны" изменяется на противоположное переключателем 16.
Предложенный учебный прибор по физике позволяет с большой наглядностью демонстрировать принципы действия магнитного подвеса и результирующего магнитного поля статора и ротора двигателя.
Формула изобретения
Учебный прибор по физике, содержащий каретку, установленную на направляющих, и расположенные вдоль них зеркала, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач путем обеспечения возможности демонстрации принципа действия магнитного подвеса и результирующего магнитного поля статора и ротора двигателя, он имеет тележку, установленную на каретке, имитатор статора, выполненный в виде световых элементов, установленных в верхней части направляющих заподлицо с их поверхностью, и генератор импульсов, связанный со световыми элементами, при этом каретка имеет втулки и размещенные в них пружины, и упругие стойки для установки на них тележки, направляющие и тележка снабжены магнитными пластинами, а зеркала установлены под углом 45 к горизонтали.
Источники информация, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2667873/18-12, 22.09.78.
1 12 фя.2
Составитель В. Ермашов
Редактор М. Дылын Техред Т; Маточка Корректор О. Билак
Заказ 11012/80 Тираж 487 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4