Электрический двигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социвпистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()890527

Ф

° (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.02.78 (2l ) 2579545/24-07 с присоединением заявки .%— (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.81. Бюллетень №22 (5I)M. Кл.

Н 02 К 41/00

Гасударственный кемнтет

СССР (53) УД К е 21 a 13. 13 (088.8) ло делам нзобретеннй н открытий

Дата опубликования описания 04.12 81

B.Ò. Беликов (72) Автор изобретения (7) ) Заявитель (54) . ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электрома-, шиностроению и может быть использова- : но в приводах, требующих совмещения перемещения подвижного элемента в аксиальном направлении с его вращением вок-1 руг продольной оси двигателя при необ-: ходимости получения плавного регулирования скорости винтового движения в широком диапазоне и осуществления возможности точного останова рабочего органа.

Известен электрический двигатель с винтообразным статором(1), Недостатком этого двигателя является невозможность плавного регулирования скорости в значительных диапазонах.

Известен также электрический двигатель, содержащий статор, включающий винтообразный магнитопровод, на концах которого в пазах размещена якорная об20 мотка, а в центре - обмотка возбуждения, и ротор, с расположенными друг оъносительно друга на расстоянии винтообразными выступами длиной равной 1. E2g.

Недостаток этого двигателя — одностороннее магнитное притяжение ротора.

Бель изобретения — компенсация усилия одностороннего магнитного притяжения ротора.

Бель достигается тем,:. что статор снабжен дополнительным винтообразным магнитопроводом, причем оба винтообразных магнитопровода размещены на слег, дующих друг за другом заходах двухзаИ- ходной винтовой линии и продольные оси пазов для размещения якорной обмотки обоих магнитопроводов coBHB?!BIQT, а выступы на роторе расположены на двухзаходной винтовой линии, На фиг. 1 схематически изображены магнитопроводы статора двигателя с пазами для укладки обмоток возбужде.ния и якоря, на фиг. 2 - схематическое расположение участков магнитопроводов статора в двигателе (вид с торца двига- . теля), на фиг, 3 — магнитопровод ротора двигателя., на фиг, 4 — схема уклад890527 ки обшей обмотки якоря на магнитопро- водах статора.

Статор двигателя состоит из двух ферромагнитных винтообразных магнитопроводов 1 и 2, размещенных на следующих друг за другом заходах двухзаходной винтовой линии. В средней части магнитопровода 1 выполняется большой паз 3 дпя размещения обмотки возбуж. дения. Соответственно в средней части магнитопровода 2 выполняется с этой же целью большой паз 4. По обе стороны от больших пазов 3 и 4 вдоль хода винта располагаются участки равной длины для укладки обмотки якоря. Ъи этого служат пазы 5 магнитопровода 1 и пазы

6 магнитопровода 2, причем продольные оси пазов дпя размещения якорной обмотки обоих магнитопр оводов совпадают, бла годаря чему в предпагаемом двигателе можно применить обмотку якоря, выполненную из общих секций для обоих магнитопроводов якоря, что позволяет сократить расход обмоточной меди на лобовые части обмотки якоря в 2-4 раза по сравнению с отдельными для каждого магнитв= пр ов ода як орными обм отка ми, Если обозначить через полюсное деление двигателя замеренное вдоль хода винта, то каждый из двух участков каждого магнитопровода статора, служащий для размещения обмотки якоря двигателя, имеет длину в два полюсных деления, Такую же длину имеет участок каждого .Из двух магнитопроводов статора, на котором размещается обмотка возбуждения.

Таким образом, вдоль винтовой линии ка> дый магнитопровод статора имеет длину, составляющую шесть полюсных делений,.

Йля устранения силы одностороннего магнитного притяжения магнитопроводы 1 и 2 сТВТора выполняются длиной вдоль винтовой линии, равной 3/4 полного витка, то есть 270 (в градусных мерах) по ходу винта, и размещаются на спелую.Ших друг за другом заходах двухзаходной винтовой резьбы (фиг. 2). Ротор двигателя выполняется из ферромагнитного материала (фиг. 3) и представляет собой цилиндр 7, на котором размещены по двухзаходной винтовой резьбе с шагом, равным шагу винта магнитопроводов ста тора, винтовые выступы 8 и 9. Выступы первого захода винта 8 находятся в расточке магнитопровода,l статора, а выступы второго aaxoaa - в расточке магнитопровода 2 статора. Длина каждого выступа вдоль винтовой линии равна полюсному делению, а длина промежут ка между выступами также вдоль винтовой линии равна полюсному делению Ч . Йля обеспечения минимальных значений потоков рассеяния высота винтовых выступов составляет 10-15 б, где б - односторонний воздушный зазор двигателя..

Работа предлагаемого двигателя может быть объяснена на основании рассмотрения фиг. 4,где схематически представлены магнитопроводы 1 и 2 статора с обмоткой,.якоря, подсоединенной к плас. тинам электромеханического коллектора, Заштрихованы площадки поверхностей, со соответствующие расположению йод ними винтовых выступов ротора. Если по проводникам 13е 14ю и 15е (19 20 и 21) якорной обмотки при показанном на фиг. 4 положении щеток на коллекторе ток

2О протекает влево, а по проводникам 16, 17, и 18 10„11 и 12 — вправо, а обмотки возбуждения магнитопроводов 1 и 2 вклк чены так, что в зоне проводников 13, 14 и 15 обоих магнитопроводов статора поток возбуждения направлен от нас., a в зоне проводников 16, 17 и 18 сооТВеТственно к нам, то на винтовые выступы ротора, находящиеся в зоне проводников

13, 14 и 15 в соответствии . с законом

Био-Савара-Лапласа действует электромагнитное усилие, направленное против часовой стрелки . Против часовой стрелки направлено и усилие, действующее на винтовые выступы, находящиеся в зоне проводников статора 16, 17 и 18, Под

35 . действием этих усилий возникает вращательный момент двигателя, перемещаю- щий ротор двигателя. При начавшемся под действием этого усилия винтовом вра40 шенин ротора коллектор коммутирует секции якорной обмотки таким образом, чтобы направление вращающего момента все время сохранялось, Регулирование скорости предлагаемого двигателя осуществляется, как и в обън45 ньа машинах постоянного тока, изменени.— ем величины напряжения питающей сети, Г изменением тока возбуждения или, вклю«

Ь чением добавочного активного сопротиаления в цепь якорной обмотки. для осуществления реверса двигателя необходимо изменить полярность питания обмотки якоря либо обмотки возбуждения, формула изобретения

Электрический двигатель содержащий статор, включающий винтообразный мат 890527 нитопровод, на концах которого в пазах размещена якорная обмотка, а в центреобмотка возбуждения, и ротор, с располо женными друг относительно npyra íà рао- стоянии винторбразными выступами длиной равной, . отличающийся тем, что, с целью компенсации усилия од ностороннего магнитного притяжения ротора, статор снабжен дополнительным винтообразным магнитопроводом, причем оба винтообразных магнитопровода размещены на слецующих друг за другом заходах

d двухзаходной винтовой линии и apoaom ные оси пазов для размещения. якорной обмотки обоих магнитопр оводов совпадают, а выступы на роторе расположены на двухзаходной винтовой линии, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 64142, кл. Н 02 К 17/02,1939, 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2575355, кл. Н 02 К 41/00, 2,02.78.

890527

Составитель С. Венгржановская

Техред Т. Маточка Корректор Л. Шенк

Редактор Н. Ромжа

Подписное

Заказ 11022/85 Тираж 733

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений ои открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5 . Филиал ППП "Патент", г, Ужгород., ул. Проектная, 4