Устройство для притопления ваеров на промысловых судах кормового траления при работе во льдах

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

< >891

Союз Советск ни

Соцнапнстнческни республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву № 721048 (22) Заявлено 21.09.79 (2) ) 2824026/28 13 с присоелинением заявки ЭЙ (23) Приоритет

Опубликовано 23.12.81. Бюллетень М 47

Дата опубликования описания 23.12.81 ($t)M. Кл.

А 01 К. 73/06

Гоеударстмииый комитет

СССР ев делам изобретений и открытий (53) УД К 639.2. .081.114 (088.8) Б С. Безруков, E. И. Покромкин, В. П. Торохов и А, В. Загородний

I (72) Авторы изобретения

Мурманское отделение Государственного проектнс конструкторского института рыбопромыслового фйота (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИТОПЛЕНИЯ ВАЕРОВ

НА ПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ КОРМОВОГО

ТРАЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ ВО ЛЬДАХ

Изобретение относится к промышлен« ному рыболовству и может быть использовано на промысловых судах кормового траления для притопления ваеров при работе в ледовых условиях.

Известно устройство для притопления ваеров на промысловых судах. кормового траления при работе во льдах, включаюшее две поворотные балки,. расположенные наклонно к диаметральной плоскости судна и соединенные приспособлением для проводки ваеров, выполненным в виде гориэонтальных и вертикальных роликов, При работе на чистой воде устройство для проводки ваеров находится в поднятом вверх нерабочем положении, а ваера про15 ведены от лебедок через подвешенные на кормовом мостике ваерные ролики, с ко» торых они уходят в воду, При работе в ледовых условиях присно20 собление для проводки ваеров, поворачивая балки, опускают вниз и ваера сбрасы вают с ваерных роликов на слил, одновременно сводя их посредством балок и диаметрапьной плоскости, Ложась на ролики приспособления для проводки, ваера со слила входят в воду в месте, приближенном к транцу судна 11.

Недостатком указанного устройства яв ляется то, что горизонтальные и верти кальные ролики устройства дпя проводки ваеров закреплены неподвижно относитель но поворотных балок, вследствие чего вае ра могут смешаться по горизонтальному ролику при качке судна. Это вызывает повышенный износ ваеров, особенно при их тралении и выборке.

Проводка ваеров со спина делает мес то их входа в воду недостаточно близким к транпу движушегося судна, чтобы полностью предотвратить повреждение о льды трапа и его оснастки, Кроме того, проводка ваеров от лебе док непосредственно в слил, уменьшая угол их схода с ваероукладчиков,создает тяжелые условия для работы .последних, По основному авт. св. ¹ 721048 известно устройство для притопления ваероа

8 IA42 на промысловых судах кормового траления при работе во льдах, включающее две поворотные балки, на свободном конце каждой пз которых посредством крепежного приспособления закреплены блоки для проводки ваеров, при этом каждое приснособпение образовано тремя установленными одна в другой обоймами, внутренние из которых смонтированы с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях, внешняя и средняя обоймы имеют кольцевую форму, а внутренняя выполнена в виде прямоугольной рамыС;>3.

Блоки дпя проводки ваеров смонтированы во внутренней обойме.

Дпя удобства работы по подключению и отключению траловых досок крепежных приспособлений с блоками для проводки ваеров укреплено таким образом, что при поднятом вверх положении плоскость его наружной обоймы параинепьная транцу, Дця работы в педовых условиях балки поворачивают вниз и устанавливают в положение, при котором крепежное приспособление с блоками для проводки ваеров находятся за транцем судна вблизи ватерлинии.

Однако при работе известного устройства для осушествпения эффективного притопления ваеров бапки разворачивают на угоп около 160 . На этот же угол разворачиваются и жестко укрепленные на балках крепежные приспособления с блоками для проводки ваеров.

B результате при таком большом угпе поворота балок наружные кольцевые обоймы накпадываются на ваера и изгибаются их, Это приводит к повышенчому износу ваеров, особенно на малых глубинах, когда угол схода ваеров в воду невелик.

Бель изобретения - исключение изгиба ваеров и повышение тем самым срока их эксплуатации.

Для достижения указанной цели в устройстве для притопления ваеров, вкцючаюшем две поворотные балки, на свободном конце каждой из которых посредством крепежного приспособления эакрепцены блоки для проводки ваеров, и в котором крепежные приспособления образованы тремя, установленными одна в другой, обоймами, внутренние из которых смонтированы с воэможностью вращения во взаимно перпендикулярных направпениях, внешняя и средняя обоймы имеют кольцевую форму, а внутренняя выполнена в виде прямоуго>п иой рамы, каждое крепежное приспособление смонтировано с возможностью разворота относительно продольной оси свободного конца поворотной балки.

При этом крепежные приспособления связаны с осями разворота балок посредством привода разворота, образованного системой валов и шестерен, На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид с кормы; на фиг. 3 - крепежное приспособление с блоками для проводки ваеров; на фиг. 4 — сечение А»А, на фиг, 3; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 - сечение B B на фиг. 3; на фиг, 7сечение Г-Г на фиг. 3; на фиг. 8 - при вод разворота крепежного приспособления.

Устройство содержит две поворотные бапки 1, расположенные по обе стороны слива 2 под углом к диаметральной плоскости судна. Они помещены в нишах 3 и для обеспечения поворота снабжены гидро»

10 приводами 4, Ка>Кдая балка 1 одним концом установлена на подшипнике 5, а на свободной противоположном Г-образном конце имеет

В каждой копьцевой обойме 11 установлена с возможностью вращения на вкладных цапфах 17 обойма 18 (фиг. 3 и 4), выпопненная в виде рамы и содержащая блок 19 для проводки ваера 6, имеющий возможность вращения на оси 20, крепе>кисе приспособление дпя монтажа блоков дпя проводки ваеров 6.

Kawoe крепежное приспособление пред» ставпяет собой каркас 7, на котором неподвижно закреплена кольцевая обойма 8 (фиг. 3).

На внутренней поверхности обоймы 8 выполнен кольцевой выступ 9 (фиг, 5).

В обойму 8 помещена с воэмо>кностью вращения относительно их общей оси 10

35 вторая кольцевая обойма 11. Обойма 11 снабжена расположенными по ее периметру четырьмя роликами 12, свободно насаженным на осях 13 (фиг. 3 и 6) и шестью роликами 14, свободно насаженными

40 на осях 15 (фиг. 3 и 5}. Ролики 14 имеют по поверхности качения кольцевые проточки 16 для взаимодействия с выступом 9 (фиг. 5). Ропики 12 предназначены дпя восприятия нагрузки, действующей

45 перпендикулярно плоскости обойм 8 и 11, и имеют возможность качения по торцовой поверхности обоймы 8. Ролики 14 предназначены дця восприятия действующей в плоскости обойм 8 и 11 радиальной нагрузки и имеют возможность каче ния по копьцевому выступу 9 обоймы 8.

891042

В обойме 18 может быть установлен дополнительный блок 2l. дня ваера. Блок

21 размещен над блоком 19 и имеет возможность вращения на оси 22. Блоки 19 и 21 имеют ручьи, скругленные по диа- 3 метру ваеров 6. Оси 20 и 22 находятся на расстоянии, превышающим диаметр блоков 19 и 21. с

Крепежное приспособдение снабжено приводом разворота его относительно свободного конца балки 1, связанным с осью

23 поворота балки 1 (фиг. 8).

Привод разворота включает коническую шестерню 24, которая со стороны, противоподожной гидроприводу 4, жестко скреплена с опорой, явдяюшейся частью ниши 3.

Внутри шестерни 24 на подшипниках уста- новден один конец оси 23 поворота балки, второй конец которой соединен с гидроприводом 4. Ось 23 находится в зацепдении 20 с конической шестерней 25.

Шестерня 25 жестко насажена на одном конце вада 26, на втором конце которого насажена другая коническая шестерня 27, находящаяся в зацеплении с кони- И ческой шестерней 28, насаженной на вад

29, на котором жестко закреплен карzac 7 крепежного приспособления с блока-. ми 1 9 и 2 1 ддя проводки ваеров. Передаточное число шестерен 24 и 25 со- 30 ставдяет 2:1, передаточное число-шестер.ней 27 и 28 составляет 1:1.

По обе стороны сдипа 2 на транце 30 размещены два ваерных ролика 31(фиг,2) °

На верхней палубе судна по обе стороны его диаметральной плоскости установлены . две ваерные дебедки 32 (фиг, 1 ) с ваероукдадчиками 33. Ваера 6 от лебедок

32 проведены через ваероукдадчики 33 на блоки 19.

Устройство работает следующим образом. 4

Перед началом траления балки 1 установдены в положение, показанное на фиг. 2.

При этом плоскость обойм 8 и 11 крепеж- ного приспособления параллельна транцу

30.

После подключения и спуска. в воду траловых досок (не показаны) с помошью гидроприводов 4 через ось 23 (фиг. 8), 0 поворачивают вниз балки 1 и устанавдивают их в положение, при котором крепеж» ные приспособления с бдоками 19 и 2 1 ддя проводки ваеров 6 находятся вблизи транца 30 судна на уровне иди ниже его

И ватерлинии (в зависимости от длины 6a-. док 1 ).

При этом, поскольку балки 1 накдонены к диаметральной плоскости судна, ваера 6 после поворота балки 1 сведены к ДП судна.

Одновременно с поворотом балок 1 вниз натянутые под действием трала и траловых досок ваера 6 ложатся на ручьи ваерных роликов 31 и, воздействуя на блоки 19, создают момент вращения, в резупьтате чего обоймы 11. поворачиваются на роликах 14 относитедьно оси 10.

Ролики 12, перемешаясь по торцовой поверхности обойм 8, воспринимают на грузку, действующую перпендикулярно плоскости обоймы 8 и предотвращают вы ход из нее обоймы 11. Обойма 18 также под действием ваеров 6 на блоки 19 повернется на цапфах 17.

Это обеспечивает постоянный контакт ваевов 6 с ручьями блоков 1 9.

Во время поворота балки 1 вниз, коническая шестерня 25, оббегая вокруг шестерни 24 (фиг, 8), приводит во вращение вал 26 и жестко сидяшук1 на нем шестер ню 22, которая, в свою очередь, через шестерню 28 приводит во вращение вал

29, жестко скрепленный с каркасом 7, вследствие чего крепежное приспособде ние поворачивается по часовой стрелке.

В результате этого обойма 8 приподнимается над ваером 6, не воздействуя на него прн выходе ваера из крепежного приспособления. Это исключает изгиб и износ ваеров.

Наиболее оптимальным (из условия уменьшения изгиба ваеров и выбора ддины поворотной балки 1.) составляет угол поворота балки, равный 1609. При этом крепежное приспособление разворачивается на 80, что полностью исключает из о гиб ваеров 6 при их выходе из него.

Когда балки 1 установятся в рабочее положение, ваера, выходя из крепежного приспособления, находятся. вблизи транца

30 судна и его диаметрадьной плоскости в свободном от льда пространстве кильватерной струи.

По окончании траления ваера 6 выбирают до подхода траловых досок к крепежным приспособлениям.. Затем балки 1 с помощью гидроприводов 4 устанавдива ют в исходное положение, и траловые доски поднимают с помощью дебедок 32 на ваерах 6.

При подъеме балок 1 крепежные приспособдения разворачиваются, и их обоймы 8 устанавливаются .своей пдоскостью параддедьно транцу 30 .в положение. удоб ное ддя приема и отключения традовых досок. Дальнейший подъем трала осушест» вдяют обычным путем.

891042

В случае выхода из строя бпока 19 обойму ll разворачивают на 180 устанавливая другой блок 21 в рабочее положение для приема ваера 6.

Использование предлагаемого устройства по сравнению с известным позволя ет уменьшить их износ, и, следовательно, увеличить срок.службы ваеров.

Зкономический эффект от оборудования одного судна предлагаемым устройством составит 229,5 тыс. руб. в год и срок окупаемости дополнительных капитальных вложений составит 0,6 года, Формупа изобретении

1. Устройство для притопления ваеров на промысловых судах кормового траления . при работе so льдах по авт. св. № 721048, о т и и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью искпючения изгиба ваеров и повышения тем самым, срока их эксплуатации, ка кдое крепежное приспособВ пение смонтировано с возможностью разворота относительно. продольной оси свободного конца поворотной балки.

2. Устройство по п. 1, о т и и ч аю щ е е с я тем, что крепежные присно

<@ собления кинематически связаны с осями поворота бапок посредством привода разворота, образованного системой валов и шестерен.

1% Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 1921047, кп. А 01 К 73/06, опублик. 1971.

2. Авторское свидетепьство СССР

39 № 721048, кп. А 01 К 73/06, 1977.

891042

Составитель С. Филиппова

Редактор Н. Данкулич Техред 3. Фанта Корректор В. Синицкая

Заказ 11058/3 Тираж 703 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4