Устройство для уплотнения стыкующихся подвижных и неподвижных элементов трубопроводов пневмотранспортных систем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ СТЫКУКЩИХСЯ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРУБОПРОВОДОВ ПНЕВМОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ, содержащее фланец, жестко связанный с неподвижным элементом, трубопровода, и подвижный фланец, связанный с подвижным элементом трубопровода посредством манжеты из упругого материала с возможностью перемещения вдоль него от привода и имеющий канавку, в которой размещено кольцо из упругого материала для взаимодействия с торцовой поверхностью неподвижного фланца, о тличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства , подвижный фланец установлен с возможностью поворота относительно оси, совпадающей с одним из его диаметров , а также относительно другой оси, параллельной первой и расположенной от нее на расстоянии, большем радиуса подвижного: фланца. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 4 (51) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

Н АВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕПЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2901177/27-11 (22) 31.03.80 (46) 07.02.85. Бюл. М 5 (72) А.N. Александров, Е.Ф. Булгинов, Ю.А. Яшин, В.Я. Цернес и И.И.Волянский (71) Специальное конструкторское бюро "Транспрогресс" (53) 621.867.872(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 687751; кл. В 65 Q 51/18, 30.,09.77. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ СТЫКУЮЩИХСЯ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРУБОПРОВОДОВ ПНЕВМОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ, содержащее фланец, жестко связанный с неподвижным элементом трубопровода, и подвижный фланец, связанный с подвижным элементом трубопровода посредством манжеты из упругого материала с воз-. можностью перемещения вдоль него от привода и имеющий канавку, в которой размещено кольцо из упругого материала для взаимодействия с торцовой поверхностью неподвижного фланца„ о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, подвижный фланец установлен с возможностью поворота относительно оси, совпадающей с одним из его диаметров, а также относительно другой оси, параллельной первой и располо- женной от нее на расстоянии, большем З радиуса подвижного фланца.

891546

Кроме того, устройство снабжено плоской П-образной рамой, охватывающей подвижный фланец и связанной с последним, посредством двух шарниров, оси которых расположены диаметрально по отношению к подвижному фланцу и в плоскости его торца, причем основания стоек П-образной рамы соединены каждое с .неподвижным элементом трубопровода посредством шарнира, ось которого параллельна осям двух шарниров, а поперечина П-образной рамы с приводом.

На фиг. 1 изображено устройство, вид сбоку на фиг. 2 — то же, план, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 1 °

Устройство предназначено для уплотнения стыкующихся элементов трубопроводов пневмотранспортных систем. Один из этих элементов выполнен в виде отрезка 1 трубопровода, который одним своим концом соединен с транспортным трубопроводом (не показан) системы, а на другом его конце установлен подвижный от привода 2 фланец.3, связанный с отрезком 1 трубопровода посредством манжеты 4 из упругого материала, которая выполнена, например, в форме усеченного конуса. Большее основание конуса герметично закреплено на кольцевой обойме 5 Г-образного поперечного сечения, а меньшее основание - на подвижном фланце 3.

Другой стыкуемый элемент пневмотранспортной системы подвижен и может представлять собой, например, или шланцевую задвижку, или, как показано на чертежах, подвижный отрезок 6 трубопровода с фланцем 7 — в случае использования устройства.для переключателя направления пневматичесИзобретение относится к пневмотранспорту, а именно к устройствам для уплотнения стыкующихся подвижных и неподвижных элементов трубопроводов пневмотранспортных систем. 5

Известны устройства для уплотнения стыкующихся подвижных и неподвижных элементов трубопроводов пневмотранспортных систем, содержащие фланец, жестко связанный с неподвижным элемен-10 том трубопровода и подвижный фланец, связанный с подвижным элементом трубопровода посредством манжеты из упругого материала с возможностью перемещения вдоль него от привода и имеющей 15 канавку, в которой размещено кольцо из упругого материала, для взаимодействия .с торцовой поверхностью неподвижного фланца (1) .

Однако в известном устройстве 20 подвижный фланец имеет возможность только строго поступательного движения вдоль неподвижного элемента трубопровода. Это обусловлено наличием двух установленных по длине фланца 25 на расстоянии друг от друга шариковых опор. В связи с этим в известном устройстве любая погрешность, практически неизбежная при изготовлении особенно крупногабаритных деталей, может привести к невозможности обеспечения надежной стыковки элементов трубопроводов пневмотранспортных систем.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.

Цель достигается тем, что подвижный фланец установлен с возможностью поворота относительно оси, совпадающей с одним из его диаметров, а также относительно другой оси, параллельной первой и расположенной от нее на расстоянии, большем радиус подвижного фланца.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что оно снабжено плоской П-образной рамой, охватывающей подвижный фланец, и связанной с ним посредством двух шарниров, оси которых расположены диаметрально по отношению к подвижному фланцу и в плос Ъ кости его торца, причем основания стоек П-образной рамы соединены каждое с подвижным элементом трубопровода посредством шарнира, ось которого параллельна осям двух шарниров, а поперечина П-образной рамы связана с приводом.

891546 кого транспортирования. На торцовой поверхности фланца 3 предусмотрена канавка, в которой размещено уплотнительное кольцо 8, взаимодействующее при уплотнении стыка торцом неподвижного фланца 7 подвижного элемента.

Устройство снабжено плоской П-образной рамой, имеющей стойки 9 и поперечину 10, связанные между собой 10 посредством шарниров 11. Рама охватывает фланец 3 и ее стойки 9 связаны с ним посредством двух шарниров 12, оси которых расположены диаметрально по отношению к подвижному фланцу 3 !5 и в плоскости его торца. Основания стоек 9 П-образной рамы соединены каждое с отрезком 1 трубопровода посредством шарнира 13, ось которого параллельна осям двух шарниров 12, 20 а поперечина 10 рамы связана с приводом-толкателем 2.

Фланец 3 соединен, как уже указывалось выше, с манжетой 4. Это соеди- нение осуществлено, в частности,с по-.25 мощью шайбы 12. На торцовой поверхности шайбы 14 выполнены гнезда 15, в которых расположены концы пружин

16, имеющие направляющие пальцы 17, концы которых закреплены в обойме 5. Пружины 16 осуществляют равномерное по окружности прижатие фланца 3, а значит и уплотнительного кольца 8, расположенного в канавке на его торцовой поверхности к фланцу 7 ° Таким образом, осуществляется герметизация стыкующихся элементов трубопровода.

Связь поперечины 10 рамы с приводом-толкателем 2 осуществляется посредством шарнирно-рычажной систе- 40 мы 18, звено 19 которой взаимодействует при разгерметизации стыка с приводом-толкателем 2.

Устройство снабжено подпружиненным фиксатором 20, который обеспечи- вает удержание подвижного фланца 3 от проворота относительна неподвиж-, ного фланца 7. Фиксатор 20 имеет при вод 21 для перевода его в нерабочее положение.

Устройство работает следующим образом.

При отключенном приводе 2 подвижный фланец 3 под действием пружин

16 прижимается к неподвижному фланцу ss

7, и уплотнительное кольцо 8, дефор- . мируясь, обеспечивает надежную герметизацию и манжета 4, которая обеспечивает герметичность полости между подвижным фланцем 3 и отрезком 1 трубопровода. При прижатии фланца 3 к фланцу 7 связанные с фланцем 3 посредством шарниров 12 стойки 9 рамы, поворачиваясь на шарнирах 13 в сторону фланца 7 (против часовой стрелки), переводят раму в крайнее левое положение.

При этом, поскольку фланец 3 сое.динен со стойками 9 рамы посредством шарниров 12, основания стоек 9 — с отрезком 1 трубопровода посредством шарниров 13, а стойки 9 соединены в свою очередь с поперечиной 10 посредством шарниров 11, то при осуществлении герметизации стыка элементов (фланцев 3 и 7) подвижный фланец 3 самоустанавливается на фланце 7.

При необходимости разгерметиэировать стык включают привод-толкатель

2, шток которого, упираясь в звено

19 шарнирно-рычажной системы 18 и переводя ее в положение, показанное на фиг. 2 пунктиром, воздействует на поперечину 10 рамы. В результате этого воздействия рама поворачивается на шарнирах 13 по часовой стрелке и занимает крайнее, правое (по чертежу) положение.

При этом фланец 3, связанный со стойками 9 этой рамы посредством шарниров 12, также перемещается вправо и отводится от фланца 7 до упора в пальцы 17. Стык разгерметизируется.

Дополнительно необходимо отметить, что после разгерметизации стыка включают привод 21, который переводит фиксатор 20 в нерабочее положение. При этом шток 22 фиксатора, сжимая пружину 23, выходит из гнезда 24 во фланец 7.

Упомянутый фиксатор 20 приводится в действие при ютключении привода 21 с помощью пружины 23. В этом случае гнездо фланца 7 и части стыка (в частности, фланца 3 и 7) оказываются зафиксированным друг относительно друга. После срабатывания фиксатора осуществляют герметизацию стыка.

Таким образом, изобретение позволяет осуществить надежную герметизацию стыкующихся элементов трубопровода, имеющих достаточно большие габариты, в частности диаметр этих тпч-. бопроводов может быть более метра, что позволит сократить объемы работ при наладке и эксплуатации устрой891546 б ства на 25-ЗОЖ и; кроме того, сни1 зить металлоемкость устройства на

15-20X., 891546

В-В

Техред Т.Маточка КорректоР E. Рошко

Редактор О. Юркова

Тираж 859 . Подписное

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 305/1

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4