Смазка для горячей прокатки труб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е iii 891763

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (6l ) Дополнительное к авт. санд-ву— (22)Заявлено 02.04.80 (2!) 2902592/23-04 с присоединением заявки М (23)Прноритет—

Опубликовано 23. 12. 81. Бюллетень 1те 47

Дата опубликования описания 23. 12.81 (51)М. Кл.

С 10 М 7/02

Гооударотвеиый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытии (53) УЛК621. 892:

: 621. 7. 016. 2 (088. 8) В. Ф. Божко Г. С. Григорьева, В.N. Штанько, Ю.И-.Блинов, ".- — -.

С. В. Сериков, В. В, Зайцев, Ф.Д.Могилеваин и В.В.Фролочкин

1

Уральский научно-исследовательский институт трубной у промышленности (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СИАЗКА дЛя Горжкй ПрОк дщ трУБ

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности

1 к технологическим смазкам, и может быть использовано при горячей прокатке труб.

Известны составы смазок на основе неорганических соединений: триполифосфата натрия и окиси кальция, смеси. фосфатов, солей борной кислоты с добавками сульфидов цинка, фторидов кальция, натрия и графита 11) и (2). то

Однако все зти смазки обладают

;,недостаточной. смазывающей и экрани,рующей способностью, в связи с чем на прокатанной поверхности образуются риски и задиры и быстро изнаши1$ ваются оправки.

Известна смазка для горячей прокатки труб, представляющая собой порошкообразный триполифосфат натрия (3,1. .20

Однако эта смазка не обеспечивает. высокого качества обрабатываемой поверхности — на внутренней поверхности нрокатанных труб имеются риски, зади.а ры, а оправки быстро изнашиваются, так как смазка имеет недостаточную смазывающую способность.

Цель изобретения — создание смазки, позволяющей улучшить качество внутренней поверхности труб, увеличить износостойкость инструмента, снизить усилия прокатки.

Поставленная цель достигается тем, что смазка на основе натриевой соли фосфорной кислоты дополнительно содержит шлак сжигания угольнай пыли и в качестве натриевой соли фосфорной кислоты смазка содержит гексаметафосфат и/или триполифосфат натрия при следующем содержании компонентов, вес.Х:

Шпак сжигания угольной пыли 5-20

Гексаметафосфат и/или триполифосфат натрия 80-95

1763

Таблица

Концентрация компонентов, вес.7

1 2 3 4 5 Известный

Состав Гексаметафосфат натрия 99

90 30

Триполифосфат натрия

50 70

100

1 5 10 20 30

Таблица 2

Параметры

Состав 1

5 Известный

Количество прокатанных труб

300

Количество прокатанных труб с задирами и рисками

47 87

Шпак — это отходы сжигания угольной пыли в топках теплоэлектростанций.

Дисперсность шпаков 0,005-0,05 мм.

Приготовлены и опробованы составы смазок, которые показаны в табл.!.

Смазки готовят следующим образом..

Технический гексаметафосфат и/или триполифосфат натрия размалывают на шаровой мельнице до размера частиц, например, 0,01-0,05 мм и смешивают со шлаком. Готовую смесь напыляют на внутреннюю поверхность трубы, имеюа щую температуру прокатки 1100-1 150 С, перед прокаткой или в процессе прокатки.

Опробование смазок производили на промышпенном автоматстане при прокатке труб диаметром 114 мм с толщиной стенки 4 мм, с вытяжкой равной

2, при скорости прокатки 3 м/с.

Эффективность смазки оценивают по следующим параметрам: энергосиловой показатель, который определяется по току якоря главного двигателя стана и замеряется осцилографом; качество внутренней поверхности трубы, которое оценивалось визуально по количеству рисок и задиров на поверхности; стойкость оправок, которая оцени-; вается количеством труб, прокатанных на одной оправке, в пределах допуска.

Шпак сжигания угольной пыли

Параллельно прокатаны трубы на смазке по известному способу.

Сравнительные данные прокатки представлены в табл.2.

Из табл.2 следует, что предлагаемый состав позволяет снизить энергосиловые параметры на 177, улучшить качество внутренней поверхности (выход труб без рисок и задиров увеличился

10 в 29 раз) и повысить стойкость ".ïðàвок в 2 раза.

Увеличение или уменьшение концентраций компонентов смазки (состав 1 и

5) вызывает ухудшение качества внут15 ренней поверхности, количество труб с задирами и рисками увеличивается в 10-15 раз, снижается стойкость оправок в 1,7-2,2 раза и увеличивают- ся до 14Х энергосиловые параметры.

20 Сравнительные данные результатов прокатки труб с предлагаемого и известного .составов смазки приведены в табл.2.

Таким образом, предлагаемая смазка позволяет улучшить качество внутренней поверхности труб. Выход труб с требуемой чистотой поверхности увеличился в 29 раз. Увеличивается стойкость оправок в 2 раза. Снижаются энергосиловые параметры на 177 и увеличиваются производительность стана на 5-77.

300 300 300 300 300

891763

Продолжение табл. 2

Параметры

Состав

Известный

Количество прокатанных труб на одной оправке

125 125 125 79

Ток якоря электродвигателя стана, А . 340 290 290 290, 340 350

Шлак сжигания угольной IIbUIH

Гексаметафосфат и/или триполифосфат натриями

5-20

80-95

Составитель E.ÏîíîìàðåBà

Редактор Н.Рогулич . Техред С, МигуноваКорректор M.Пожо

Заказ 11150/38 Тираж 551 Подпи сное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскдя наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула изобретения

Смазка для горячей прокатки труб на основе натриевой соли фосфорной кислоты, о т л и ч, а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения качества внутренней поверхности труб, увеличения износостойкости инструмента и снижения усилия прокатки, смазка дополнительно содержит шлак сжигания угольной пыли и в качестве натриевой соли фосфорной кислоты смазка содержит гексаметафосфат и/или триполифосфат натрия при следующем содержании компонентов, вес.7:

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 316764, кл. С 10 M 1/04, 1971.

2. Патент Франции № 2158191, кл. С 10 И 7/00, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР

30 ¹ 324086, кл. С 10 M 7/42, 1972 (прототип).