Подвеска сиденья оператора землеройно-транспортной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ь П И С А Н И Е )891866

ИЗЬБРЕТЕ Н ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.04.80 (21) 2907332/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

Е 02 F 9/16

Гооударстееииый комитет

Опубликовано 23.12.81. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 25.12.81 (53) УДК 621.878..6 (088.8) по делам иэооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Слепян, С. Г. Орлов, В. Н. Репин, В. В. Гужовский, А. И. Шендеров и Л

Государственный научно-исследовате конструкторский и проектный институт уго

«УкрНИИпроект» Министерства угольной п (71) Заявитель (54) ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ОПЕРАТОРА ЗЕМЛЕРОЙНО—

ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к оборудованию рабочих мест операторов самоходных машин типа землеройно-транспортных, сельскохозяйственных, сроительно-дорожных и других видов транспортных средств.

Известна подвеска сиденья транспортного средства, содержащая расположенные под подушкой сиденья и связанные с его каркасом направляющие звенья в виде крестовины, на плечах которой установлены подвижные втулки, упирающиеся в пружины, и упругие пластины, расположенные наклонно и жестко закрепленные на вертикальном остове сиденья, которые упираются шаровыми опорами в соответствующие втулки крестоВины (1) .

Применение подобной подвески сиденья на самоходных машинах не защищает человека-оператора от передачи ему через органы управления локальных вибраций, что при определенном снижении общей вибрации, передающей оператору через его опорные поверхности, создает дискомфортность в управлении машиной так как руки или ноги оператора колеблются относительно его туловища. Кроме того, данная подвеска не позволяет обеспечить эффективную виброзащиту оператора в низкочастотной области действия возмущающих нагрузок.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению по технической сущности является подвеска сиденья оператора землеройно-транспортной машины, содержащая раму со смонтированным на ней сиденьем и органами управления, шарнирно связанные с рамой и остовом машины амортизаторы и рычаги, образующие шарнирный параллелограмм. На одной из тяг установлен динамический гаситель колебаний, выполненный в виде подпружиненного маятника (2).

Такая конструкция подвески сиденья не предохраняет оператора от воздействия вибраций в горизонтальной плоскости, которые по своей величине, как показали измерения, соизмеримы с вертикальными вибрациями и зачастую превышают уровни, регламентируемые действующими санитарными нормами.

Целью изобретения является уменьшение

И вибраций.

Поставленная цель достигается тем, что подвеска сиденья оператора землеройнотранспортной машины, содержащая раму со

89!866

Формула изобретения зо 1. Подвеска сиденья оператора землеройно-транспортной машины, содержащая раму со смонтированным на ней сиденьем и органами управления, связанные с рамой и остовом машины амортизаторы и рычаги, 35 образующие шарнирный параллелограмм

У отличающаяся тем, что, с целью уменьшения вибраций, она снабжена дополнительной рамой, имеющей связанный с остовом машины подшипник со сферическими поверхностями, расположенными друг над другом, и элементами качения между ними, причем каждая пара сферических поверхностей выполнена сужающейся в боковые стороны от центра сферических поверхностей.

2. Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что подшипник выполнен в виде связанных

45 с дополнительной рамой и остовом машины стаканов, имеющих вкладыши, образующие сферические поверхности.

3. Подвеска по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что стаканы установлены с зазором и

50 снабжены установленным между ними упругим кольцом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 345031, кл. В 06 N 1/00, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 279479, кл. Е 02 F 9/16, 1969 (прототип). ругими свойствами пружины. Горизонтальная податливость зависит от разности радиусов смонтированным на ней сиденьем и органами управления, связанные с рамой и остовом машины амортизаторы и рычаги, образующие шарнирный параллелограмм, снабжена дополнительной рамой, имеющей связанный с остовом машины подшипник со сферическими поверхностями, расположенными друг над другом, и элементами качения между ними, причем каждая пара сферических поверхностей выполнена сужающейся в боковые стороны от центра сферических поверхностей.

Подшипник выполнен в виде связанных с дополнительной рамой и остовом машины стаканов, имеющих вкладыши, образующие сферические поверхности.

Стаканы установлены с зазором и снабжены установленным между ними упругим кольцом.

На фиг. 1 изображена подвеска на землеройно-транспортной машине; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1.

Подвеска состоит из жесткой рамы 1, на которой закреплено сиденье 2 и органы управления 3. Дополнительная рама 4 имеет подшипник 5, связанные с остовом машины и рамой l. Рычаги 6 подвески образуют с рамой и остовом машины параллелограмм. Амортизатор 7 состоит из пружины и демпфера. Подшипник имеет верхний стакан 8, жестко связанный с дополнительной рамой 4, нижний стакан 9, установленный на остове 10 машины и вкладыши 11 со сферическими поверхностями сужающимися в стороны от центра поверхностей, между которыми имеется свободно перекатывающийся элемент качения в виде шарика 12.

Между стаканами установлено упругое кольцо 13, изготовленное, например из резины.

Подвеска работает следующим образом.

Колебания остова 10 передаются дополнительной раме 4 через подшипники 5, которые обеспечивают свободные взаимные перемещения дополнительной рамы 4 и остова

10 в горизонтальном направлении. Вертикальная составляющая вибрации передается пружине амортизатора 7, которая нижним концом, упираясь в дополнительную раму 4, взаимодействует с рычагом параллелограммной подвески 6. Таким образом, подвеска обеспечивает достаточную линейную податливость сиденья 2 в любом направлении.

Благодаря этому при колебаниях остова сиденье, обладая определенной инерционностью, стремится сохранить свое положение в пространстве, что обуславливает снижение общей и локальной вибрации, воздействующей на оператора. Эффективность работы подвески сиденья зависит от величин вертикальной и горизонтальной податливости.

Вертикальная податливость определяется упсферических поверхностей вкладышей ll u элементов качения.

Расчеты и эксперимент показывают, что реально достижимы величины податливости, обеспечивающие собственные частоты колебаний порядка 0,7 Гц, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Вертикальные резонансные колебания гасят демпфер амортизатора.

Гашение резонансных колебаний в горизонтальном направлении осуществляется упругим кольцом 13. Энергия колебаний рассеивается при трении кольца 13 о поверхность шарика 12 верхнего стакана 8. Кольцо 13 также смягчает удары ограничителей верхнего стакана 8 об упоры нижнего стакана 9 при больших отклонениях системы от среднего положения.

Стендовые и промышленные испытания подвески, установленной на роторном экскаваторе ЭРГВ-630, показывают ее высокую эффективность. В октавных полосах 4 Гц и выше достигается снижение виброскорости в 2 и более раз для вибраций всех направлений. В октавной полосе 2 Гц среднее снижение виброскорости составляет 1,4 раза.

Это позволяет довести вибрации до величин, допускаемых действующими санитарными нормами.

891866

Составитель Н. Туленииов

Редактор Н. Гунько Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая

Заказ 11167 43 Тираж 696 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал IIIIII «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4