Клапанное устройство для переключения забойных двигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()891874

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистические

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 21.04.80 (21) 285137 3/22-03 (5 е ) Q Кн

Е 21 B 4/00 с присоединением заявки №

Государстевнный комитет (23) Приоритет

Опубликовано 23.12 81 бюллетень ¹ 47 но делам нзооретений н открытий (53) УДК 622.243 .92.05 (088. 8) Дата опубликования описания 25.12.81 (72) Автор . изобретения

A. M, Абдулзаде

Государственный научно-исследовательский и проектный институт "Гипроморнефтегаз" (7t) Заявитель (54) КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛКИЕНИЯ

ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к технике бурения нефтегазовых скважин, а именно к турбинному бурению глубоких скважин в зонах поглощения промывочной жидкости, где требуется экстренная изоляция поглощающего интервала и его последующее раз- буривание без извлечения бурилытой колонны иэ скважины.

Известна клапанная приставка к трубобуру, содержащая корпус с перепускными

t0 отверстиями и запорный элемент (11.

Недостатком известного устройства является невозможность поглощающих зон, где требуется повторное переключение забойного двигателя в рабочее состояние для разбуривания установленного цементного моста без извлечения запорного элемента из скважины.

Наиболее близким решением иэ известных является клапан для отключения забойных механизмов, содержащий корпус с перепускным отверстием, сообщающим внутреннюю полость корпуса с затрубным пространством и запорный элемент 2 .

Недостатком известного клапана является недостаточная надежность перекрытия полости забойного механизма при прокачивании цементного раствора для изоляции поглощающего горизонта.

Бель изобретения - повышение надежности клапанного устройства при прокачивании цементного раствора для изоляции поглошающего горизонта.

Поставленная цель достигается тем, что корпус снабжен кожухом и имеет два радиальных отверстия, сообщающих полость кожуха с внутренней полостью корпуса, и два кольцевых упорных буртика, расположенных между радиальными отверстиями корпуса, запорный элемент выполнен в виде двух пар, соосно размещенных втулок, последовательно установленных в корпусе на срезанных штифтах, нижняя пара втулок перекрывает перелускное от% верстие корпуса, причем нижняя внешняя втулка имеет радиальное отверстие, а ее внутренний диаметр меньше внутреннего диаметра верхней внутренней втулки.

3 @918

На фиг. lпоказан клапан,,общий вид;... на фиг. 2 - положение сообщения внутренней полости клапана с затрубнйм, про-. странством; на фиг. 3 - положение пов. торного переключения забойного механизма.

Клапанное устройство для отключения забойных двигателей включает корпус 1 с кожухом 2, перепускныы отверстиям 3, сообщающим внутреннюю полость корпуса 1 Ф затрубным пространством, двумя радиальными последовательно расположенными по высоте отверстиями 4 и 5, сообщающих полость. кожуха 2 с внутренней поло стью корпуса 1, и двумя кольцевыми 1З упорными буртиками 6 и 7, расположен ными между радиальными отверстиями 4 и 5 корпуса 1.

В корпусе 1 размещен запорный элемент, выполненный в виде двух пар соос- 20 но размещенных втулок; нижней внутренней 8, нижней внешней 9, верхней внутренней 10 и верхней внешней 11, последовате лько установленных в корпусе при помощи срезных штифтов 12 - 15. Нижняя пара 15 втулок 8 и 9 перекрывает перепускное отверстие 3 корпуса 1. В комплект клапанно-1 го устройства включаются шары 16 и 17.

Нижняя внешняя втулка 9 имеет радиальное отверстие 18, а ее внутренний диаметр .: За меньше внутреннего диаметра верхней внуъ ренней втулки 10.

Клапанное устройство устанавливается между бурильной, колонной 19 и забойным двигателей 20.

Клапанное устройство работает следующим образом.

В процессе бурения скважин промывочная жидкость, проходя через внутреннюю полость корпуса 1, поступает в забодай двигатель 10, таким образом бурильная колонна 19 с забойщм двигателем 20 имеет прямое сообщение,(фиг. 1).

Если при прохождении поглощающих зон наблюдается уход промывочной жид. кости, то в колонну сбрасывается шар 16, срезается штифт .13 и втулки В и S смещаются вниз упорного буртика 6. При этом внутренняя полость корпуса 1 через отверстие 3 сообщается затрубным прост. ранством, изолируясь or забойного,дв ц.э теля 20 (фиг. 2).

Производится цементировка поглощающего горизонта. Инструмент приподнймаеъ»

ice от опасной зоны. В колонну сбрасывается второй шар 17 диаметром больше

74 4 чем первый шар 16. Срезается штифт 15 и смешаются вниз втулки 10 и ll, Внуч ренняя полость корпуса 1 изолируется от затрубного пространства и вследствии повышения давления одновременно срезаются штифты 12 - 15 и втулки 9 и 10 вместе с шарами 16 и 17 падают вниз до упорного буртика 7. Через отверстия 4 и 5 и кожух 2 восстанавливается прямое ññ общение бурильной колонны 19 с забойным двигателем 20. Производится промывка бурового инструмен «а.

После затвердения цементного раствора

hpîäîëæàåòñÿ бурение скважины, которое начинается с разбуривания цементного моста. При повторном использовании клапане меняются срезаемые штифты.

Экономическая эффективность от изобретения складывается as значительного сокращения времени ликвидации осложнений при бурении и своевременного избежания аварийных сйтуаций.

Фор мула изобретения

Клапанное устройство для переключения забойных двигателей, содержащее корпус с перепускным отверстием, сообщающим внутреннюю полость корпуса с затрубным. пространством, и запорный элемент, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности клапанного устройства при прокачивании цементного раствора для изоляции поглощающего горизон та, корпус снабжен кожухом и имеет два радиальных отверстии, сообщающих полость кожуха с внутренней полостью корпуса, и два кольцевых упорных буртика, расположенных между радиальными отверстиями корпуса, запорный элемент выполнен в виде двух пар., соосно размещенных втулок, последовательно установленных в корпусе на срезных штифтах, нижняя пара втулок перекрывает перецускное отверстие корпуса, причем нижняя втулка имеет радиальное отверстие, а ее внутренний диамето меньше внутреннего диаметра верхней внутренней втулки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 244243, an. E 21 В 3/12, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

% 306243, кл. Е 21 В 3/12, 1968.