Радиальное лабиринтное уплотнение между ротором и статором турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистическик

Реслублик (11> 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.04.80 (21) 2914895/24-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

F 01 D 11/02

Геоударстввиный комитет (53) УДК 621.165:

:621.438 (088.8) Опубликовано 23.12.81. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 28.12.81 по аелам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Л. Г. Крупский, В. Б. Зверьков, Т. В. Семенова и В. С. Радюш

{71) Заявитель (4) РАДИАЛЬНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ

МЕЖДУ РОТОРОМ И СТАТОРОМ ТУРБОМА111ИНЬ1

Изобретение относится к турбостроению и может найти применение в паровых и газовых турбомашинах.

Известно радиальное лабиринтное уплотнение между ротором и статором турбомашины, содержащее кольцевые гребни на роторе, расположенные внешними поверхностями напротив гребней на статоре с радиальным зазором (1) .

Однако на неустановившихся режимах работы турбомашины, в первую очередь при запуске, термическая деформация статора либо приводит к повреждению гребней уплотнения, либо требует увеличения радиального зазора, что снижает экономичность турбомашины.

Цель изобретения — повышение экономичности турбомашины путем предотвращения смятия гребней при радиальном смещении статора относительно ротора.

Цель достигается тем, что на гребнях ротора выполнены осевые кольцевые выступы, а на гребнях статора — встречно входящие в них с радиальным зазором полу- 20 кольцевые осевые выступы, расположенные со стороны прогиба статора в направлении ротора.

На чертеже представлено уплотнение, продольный разрез.

Радиальное лабиринтное уплотнение турбомашины между ротором 1 и статором 2 содержит кольцевые гребни 3 на роторе 1, расположенные внешними поверхностями напротив гребней 4 на статоре 2 с радиальным зазором а, причем на гребнях 3 ротора 1 выполнены осевые кольцевые выступы 5, а на гребнях 4 статора 2 — встречно входящие в них с радиальным зазором б полукольцевые осевые выступы 6, расположенные со стороны прогиба статора 2 в сторону ротора 1.

На неустановившихся режимах работы турбомашины, в первую очередь при запуске, вследствие окружной неравномерности прогрева статор 2 приближается к ротору 1 той стороной, с которой на гребнях 4 выполнены полукольцевые выступы 6, встречно входящие в осевые кольцевые выступы 5 на гребнях 3. Зазоры а и б с обеих сторон ротора 1 увеличиваются. После выравнивания окружной неравномерности поля температур статор 2 устанавливается соосно ротору 1 и зазоры а и б принимают прежнюю величину.

6919/3

Формула изобретения з

Предотвращение смятия гребней 3 и 4 уплотнения при термических деформациях статора 2 позволяет на установившихся режимах работы иметь неизменные минимальные значения радиальных зазоров а и б и тем самым снизить утечки рабочего тела и соответственно повысить экономичность турбомашины.

Радиальное лабиринтное уплотнение меж— ду ротором и статором турбомашины, содержащее кольцевые гребни на роторе, расположенные внешними поверхностями напроа тив гребней на статоре с радиальным зазором, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности путем предотвращения смятия гребней при радиальном смещении статора относительно ротора, на гребнях ротора выполнены осевые кольцевые выступы, а на гребнях статора встречно входящие в них с радиальным зазором полукольцевые выступы, расположенные со стороны прогиба в направлении ротора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Дейч М. Е., Самойлович Г. С. Основы аэродинамики осевых турбомашин. М., Машгиз, 1959, с. 318.

Составитель К. Алексеев

Редактор Н. Джуган Техред А. Бойкас

Заказ 11178 48 Тираж 556 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4