Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Соцнапистнческии

Респубпнк

О П И С А Н И »;892010

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMV СВИДЕтЕЛЬСтВЮ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.04.80.(21) 2907476/18-21 с присоединением заявки № (23) П риоритет

Опубликовано 23.12.81,Бюллетень №47

Дата опубликования описания 26, 12.81 (5l )M. Кл.

F 02 P 17/00 еощАерстеенный комитет

СССР ао денем нзабретеннй н открытей (53) УДК 621.43 °.044(088.8) (72) Авторы изобретения

Э. Л. Каган и В. И. Санжапов (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ

ИСКРОВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

10 IS

Устройство относится к средствам диагностики работы электрооборудования транспортных средств на базе двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на авторемонтных предприятиях, станциях технического обслуживания, а также в качестве нормативного прибора для индивидуальных владельцев транспортных средств.

Известен портативный прибор для проверки свечей зажигания на искрообразование, включаюший собранный в корпусе пьезогенератор высокого напря жения, возбуждаемый под действием ударного механизма с пусковой кнопкой и стопорным приспособлением, На корпусе прибора выполнено гнездо разъемного соединения с контролируемой свечей, установлен газораэрядный индикатор (неоновая лампа) и распаяны монтажные провода между выводами узлов прибора f1)

Однако данное устройство предназначенно для контроля отдельно взятых свечей, вставляемых в гнездо прибора, и не обеспечивает возможности контроля свечей непосредственно на цилиндрах двигателя внутреннего сгорания.

Кроме того, компановка прибора не.удобна в эксплуатации> а наличие монтажных проводов и необходимость их распайки усложняют его конструкцию и сборку.

Известно также устройство контраля искровых свечей зажигания, обеспечиваюшее возможность контроля как оч дельно взятых свечей, так и установленнътх на цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Гнездо разъемного соединения с контролируемой свечой выполнено подвижным, подпружиненным и сочленено со стопорно-спусковым приспособлением ударного механизма для возбуждения пьезогенератора.

Устройство выполнено в цилиндрическом корпусе с коаксиально расположенными в нем и последовательно раэмешенными основными узлами, Элект-

892010 зо

55 рические соединения внутри устройства выполнены за счет контактов проводящих деталей с корпусом и между собой в момент .срабатывания ударного механизма P2)

Недостаток известного устройства заключается в том, что использование механического удара для возбуждения пьезогенератора снимает долговечность пьезоэлементов и соответственно pe- t0 сурс работ устройства.

Кроме этого, в момент срабатывания

I ударного механизма при контроле свечи длительность искры и вспышки газоразрядного индикатора очень малы (по- t5 рядка 10 с), что затрудняет считывание сигнала при визуальном контроле.

При этом для достоверного контроля необходимо осуществлять многократное повторение циклов-ударов, а наличие ударного механизма со стопорно-спус« ковым приспособлением усложняет конструкцию устройс тва, Бель изобретения — повышение ресурса работы устройства, улучшение 25 условий считывания сигнальной информации в каждом цикле контроля и упрощение конс трукцииПоставленная цель достигается тем, в устройстве контроля искровых свечей зажигания, содержащем собранные в корпусе пьезогенератор высокого напряжения с механизмом возбуждения пьезогенератора, гнездо разъемного соединения с контролируемой свечей, газоразрядный индикатор и элементы электрических соединений, механизм возбуждения пьезогенератора выполнен с приспособлением квазистационарного нагруже-. ния пьезоэлементов, а гнездо разъемного соединения с контролируемой свечой выполнено в головной части Г-образного корпуса в виде сквозного цилиндрического канала с контактными пластинами B торцах, в котором коаксиально размещено подвижное светосигнальное табло с газоразрядным индикатором, снабженное опорным по оси и боковым контактами, причем последние последовательно подсоединяются к центральному электроду свечи непосредственно, а через возвратную пружину и контактную пластину а торце гнезда разъемного соединения — пьезогенератору.

При этом приспособление квазистационарного нагружения размещено в рукоятке Г-образного корпуса и выполнено с прямоугольной жесткой рамой, в которой под углом к ее продольной.оси

/ закреплен совместно с частью двухступенчатого рычага пьезогенератор с возможностью сжатия при повороте его рычагом в положение совпадения продольной оси с продольной осью рамы.

Кроме того, параллельно газораз« рядному индикатору в светосигнальном табло включено шунтирующее сопротивление.

В каждом цикле сжатия пьезогенератора происходит многократное искрообразование на свече, за счет чего улучшаются условия считывания сигнальной информации, а главное, нагружение; пьезогенератора увеличивает ресурс работы устройс тва, На фиг. 1 показано устройство в нерабочем положении, разрез; на фиг, 2 то же, в рабочем положении в период контроля свечи; на фиг. 3 - устройство механизма квазистационарного нагружения пьезогенератора; на фиг. 4электрическая принципиальная схема устройства.

Устройство выполнено в Г-образном корпусе 1, головная часть 2 которого снабжена сквозным цилиндрическим каналом 3 гнезда разъемного соединения

1 со свечей. В расширенной верхней части канала 3 коаксиально размещено подвижное светосигнальное табло 4. На торцах канала 3 головной части 2 закреплены контактные пластины 5 и 6 с отверстием по диаметру канала 3, Табло 4 выполнено в цилиндрическом корпусе с прозрачным колпачком 7, патроном 8 и неоновой лампой 9, По периметру патрона 8 выполнен буртик

10, с которым контактирует возвратная пружина. 11, упирающаяся в пластину 6.

По оси патрона 8 в основании выведен опорный контакт 12 от цоколя лампы 9, В основании табло 4 размещен резистор 13, включенный параллельно лампе 9.

Приспособление квазистационарного нагружения пьезогенератора выполнено с прямоугольной рамой 14 и двухступенчатым рычагом 15, размещенными в рукоятке корпуса 1. Пьезогенератор содержит пару пьезоэлементов 16, по» мещенных в обойме 17 одноименными полюсами навстречу друг другу, между которыми закреплен положительный вы.вод 18 пьезогенератора. Отрицательные полюса пьезоэлементов 16 через опорные втулки 19 соединены непосредсч венно с корпусом рамы 14, 892010 жину 11, буртик 10 патрона g, лампу 9 и контакт 12 соединен с центральным электродом свечи.

Многократное искрообразование в каждом цикле сжатия пьезогенератора улучшает условия считывания сигнальной информации при контроле свечей.

При контроле свечей с внутренним замыканием, например при сильном нагаре или повреждении изоляции, предлагаемым устройством из-за утечки тока напряжение на пьезогенераторе может не достигнуть требуемого значения для пробоя искрового промежут ка, но через лампу 9 будет проходить ток утечки на уровне ее рабочего тока, вызывая свечение„Для подавления свечения лампы при контроле неисправной свечи в схему устройства введен резистор 13, шунтирующий ток через лампу. При контроле исправной свечи сопротивления шунта не достаточно, так как напряжение на пьезогенераторе растет без потерь на утечку тока и одновременно с пробоем искрового промежутка свечи происходит вспышка неоновой лампы.

Изобретение обеспечивает быстрый и эффективный контроль состояния свечей зажигания, не требует специальных источников питания, обладает бо.тьшим ресурсом работы, так как механизм возбуждения пьезогенератора обеспечивает плавное нагружение, Многократное искрообразование в каждом цикле сжатия улучшает условия считывании сигнальной информации.

Пример. В опытном образце устройства применен пьезогенератор вырабатывающий при сжатии напряжение 4,55 кВ. Пробой искрового промежутка свечей происходит при нормальном атмосферном давлении при 2-2,5 кВ. В каждом

ыикле сжатия имеет место 2-3-кратное искрообразование, Усилие сжатия на свободном конце рычага не превышает

4-5 кг.

Формула изобретения

1. Устройство контроля искровьй свечей зажигания, содержащее собранные в корпусе пьезогенератор высокого напряжения с механизмом возбуждения пьеэогенератора, гнездо раэьемного соединения с контролируемой свечой, газораэрядный индикатор и элементы электрических соединений, о т л и— чаюшееся тем,что,с цель:оповышения ресурса работы, улучшения ус-. ловий считывания сигнальной информаПьезогенератор в обойме 17 закреплен в раме 14 под небольшим углом к ее продольной оси совместно с осью 20 рычага 15, Исходное положение пьезогенератора в раме 14 фиксируется выступами 21 на боковой поверхности оси 20, утопленными в углублениях втулки 19, и торцовой части винта 22, Предварительное поджатие пьезогенератора обеспечивается винтом 23.

Устройство работает следующим образом, Устройство гнездом разъемного соединения сочленяется с контролируемой свечой 24 как отдельно взятой, так и 15 установленной на цилиндрах двигателя, внутреннего сгорания. Готовность к работе устройства обеспечивается элект рическим соединением центрального элект рода свечи 24 с контактом 12 табло 4, 20 а бокового электрода свечи — с контактной пластиной 5 гнезда разъемного сс единения, что достигается незначите п ным прижимом в направлении стрелки

25, при котором табло 4 под действи- 25 ем центрального электрода свечи выдвигается частично из канала 3, информируя оператора о наличии электрического контакта.

Воздействуя на рычаг 15 в направ- 3о лении стрелки 26, оператор приводит в действие механизм возбуждения пьезогенератора. При повороте рычага 15 его ось 20 перекатывается по торцевой поверхности винта 22 и посредст вом выступов 2 1 поворачивает обойму 17 с пьезоэлементами до совпадеНия ее продольной оси с осью рамы 14, при этом сокращается расстояние между КОЛЬЦЕВЫМИ тОЧКаМИ ПЬЕЗОГЕНЕратОра 4л на величину разности между гипотенуэой AB и катетом АС прямоугольного треугольника АВС (фиг, 3).

Таким образом, поворот рычага 15 обеспечивает деформацию зажатого в

45 раме 14 пьезогенератора. В процессе нагружения пьеэогенератором вырабатывается высокое электрическое напряжение, вызывающее искровой разряд на контролируемой свече. Электрические соединения в устройстве выполнены за счет контактов проводящих деталей.

B рабочем положении устройства боковой электрод свечи 24 контактирует с пластиной 5, которая посредством

55 винта 27 соединена с рамой 14, являющейся отрицательным выводом пьезогенератора. Его положительный вывод

18 через пластину 6, возвратную пру7 ции в K ще ажйОм ц

Н»» конст КОнтроля „ е дения цин мех упро» пьезогене низм возб лением кваэ выполнен с п ного лементов, Harpy ьезоэл парного ° соединени а гнездо асти Г Об ВЫПОЛнено разъем„ ного о цил„

pa>Horo кО, Головной но в

Рпуса вНым рнческого виде скво пласт канала индик нальное о подвижн табло с Га ое све аторОМ c g зоразряднь

ОСИ, Сиа женное

>оковьм, „ О"Орным „ следние и онтактами, и ся к льно е последова " причем по центральн ПОДСОЕд посредст Ому електро

ТВЕННО а ч свечи не жину через в не

ГНЕЗда Плас тн нтакт Ую и РУ»

Разъемного с Рце генерато ору. соединения к ньезо

2. Устройст чаю тво по и. 1 я тем, что го то приспособ892010 ление квазиста ено в о наг

ОЛ О и вып в которои под уг ст ю двухс н совмест тор с возмо вороте ег ожностью пьезого рычагом сжатия и ния прод н опьной оси и в попож жение сов» ри нос продопь ос лич ро ств ной ос

° ° 1 и 2 0 во по, пп осью рамь

1 ° но газора разрядно м, что п ление, Источники и ф р ции во внимани

1 П %3 то видетельство - 2735958/ ТО

2 Р 17/00 1979.

892010

Составитель А, Борзвков

P едактор Н. Ижуган Техред М. Терер Корректор О. Билак

Заказ 11181/50 Тираж 584 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4