Обратно-предохранительный клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскмх
Соцмалмстических ресйублмк ()892091
К АВТОРСИОМУ 4",ВИ 6ТВЛЬСТВУ (6 t) Дополннтельное к авт. свмд-ву(22) Заявлено. 060979 (21) 2814830/25-08 Р )+ с прмсоедмнеммеи заявим Н9(23) ПрмормтетF 16 К 17/18
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК621. 646 (088.8) Опублмковано 23;1281.. бюллетень ЙЯ 47
Дата опубликования описания 231281
И.А.Немировский, O.Ì.Áàðàíoâ, В.К.Дьяков, В.П.Перцов, В.Б.Петров, В.П.Пурдик и Л.П.Сефеда (72) Авторы мэобретенмя
Винницкий политехнический институт (7 t) Заявитель (54) ОБРАТНО ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Изобретение относится к системам. гидроавтоматики и может быть исполь1 зовано в станкостроении, дорожном, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.
Известен клапан, обеспечивающий свободный проход рабочей жидкости в одном направлении (прямом), а в другом (обратном) направлении проход рабочей жидкости осуществляется принудительным открытием запорного органа (1) .
Однако известный клапан конструктивно сложен, не обеспечивает требуемую герметичность, а также ненадежен, так как в процессе эксплуатации утечки рабочей жидкости в месте контакта запорного органа с седлом становятся значительными.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому эффекту является клапан, в корпусе которого образованы две полости, сОединенные .каналом, подпружиненный эапорный орган и установленный в канале с радиальным зазором плунжер с буртом на одном конце и коническим торцом на другом, причем обе полости.со стороны канала ограничены торцовыми поверхностями f23.
Недостатком известного клапана является наличие точных сопрягающихся поверхностей, требующих высокой точности изготовления, при этом они остаются чувствительны к загрязнению рабочей жидкости, что может привести к заклиниванию и снижению надежности работы устройства.
Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции клапана.
Цель достигается тем, что длина плунжера больше длины канала, торцовая поверхность полости, в-кото15 рую выходит конический торец плунжера, выполнена конической, а торцовая поверхность другой полости взаимодействует с буртом плунжера, причем запорный орган выполнен в ви20 де эластичного кольца, установленного с возможностью взаимодействия с коническими поверхностями плунжера и полости корпуса.
На фиг.1 изображен обратно-пре25 дохранительный клапан с закрытым запорным органом; на фиr.2 — то же, с открытым запорным органом; на фиг.З вЂ” сечение А-A на фиг.1; на фиг.4 - обратно-предохранительный
30, клапан при смещенном плунжере.
892091
Обратно- предохранительный клапан содержит корпус 1 с полостями 2 и 3, отверстия 4 и 5 для рабочей среды.
Полости 2 и 3 соединены каналом б, в котором размещен с радиальным зазором плунжер 7, нагруженный пружиной
8. Плунжер 7 имеет бурт 9, лыски 10 и конический торец 11. Конический торец 11 плунжера 7 и коническая поверхность расточки 12 в полости
3 образует седло, к которому пружиной 13 прижат эапорный орган, выполненный в виде эластичного кольца 14. Для регулировки усилия сжатия пружин 8 и 13 в корпусе установлены регулировочные винты 15 и
1б. Бурт 9 плунжера контактирует с торцовой поверхностью 17 полости корпуса.
Обратно-предохранительный клапан работает следующим образом.
При подаче рабочей жидкости, например от распределителя через канал
4 в полость 2, рабочая жидкость через радиальный зазор между отверстием б и плунжером 7 поступает в кольцевую канавку, образованную коническим торцом 11 и конической поверхностью 12, под эластичное кольцо 14 и, преодолевая сопротивление пружины 13, отжимает кольцо
14 от седла. Через рабочее окно между седлом, образованным коническим торцом 11 и конической поверхностью
12, и эластичным кольцом 14 рабочая жидкость поступает в полость 3 и через канал 5 — к исполнительному гидромеханизму. Изменяя силу сжатия пружины 13 регулировочным винтом 1б, регулируется величина сопротивления потоку рабочей жидкости. в прямом направлении, и следовательно, расход рабочей жидкости, поступающей к исполнительному гидромеханизму. При отсоединении канала 4 от насосной станции эластичное кольцо 14 давлением рабочей жидкости в полости 3 прижимается к седлу, образованному коническим торцом 11 и конической поверхностью 12, препятствует перетечке рабочей жидкости в полость 2.
При увеличении давления в полости 3 выше давления настройки пружины 8 плунжер 7 смещается влево, образуя рабочее окно между коническим торцом 11 и эластичным кольцом 14, че- рез которое рабочая жидкость иэ полости 3 поступает в радиальный зазор между отверстием б и плунжером
7, в полость 2 и через отверстие
4 - на слив. Давление в полости 3 снижается до давления настройки. Так обеспечивается защита исполнительного гидромеханиэма от перегрузки по давлению. Настройка на давление открытия осуществляется регулировкой сжатия пружины 8 винтом 15.
Предложенное устройство конструк.тивно просто, в нем отсутствуют точные сопрягающиеся поверхности, требующие высокой точности иэготов15 ления, и обладает высокой надежностью при эксплуатации.
Формула и з обре т е ни я
20 Обратно-предохранительный клапан ( в корпусе которого образованы две
: полости, соединенные каналом, и расположены подпружиненный запорный ор-, ган и установленный в канале с радиальным зазором плунжер с буртом на одном конце и коническим торцом на другом, причем обе полости со стороны канала ограничены торцовыми поверхностями, отличающийся
4ем, что, с целью повышения надежнос. ти и упрощения конструкции, длина плунжера больше длины канала, торцо вая поверхность полости, в которую выходит конический торец плунжера, выполнена конической, а торцовая поверхность другой полости взаимодействует с буртом плунжера, причем запорный орган выполнен в виде эластичного кольца, установленного с воэможностью взаимодействия с коническими
40 поверхностями плунжера и полости кор пуса.
Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе
1,Башта Т.М. Машиностроительная ,гидравлика. М., "Машиностроение", 1971, с. 430, рис. 2486".
2 .. Ситников Б. Т. и Матвеев И. Б.
Расчет и исследование предохранительных и переливных клапанов. M., "Машиностроение", 1972, с. 16, рис.3, IIO3 ° 3 1 °
892091
СОставитель М.Денисенко
Редактор С.Патрушева Техред И. Гайду Корректор М.Коста
Заказ 11190/54 Тираж 1009 Подписное вНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фи иал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4