Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социапнстическик
Республик
О П И С А Н И Е ()892631
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт, сеид-ву (22) Заявлено 27 ° 03 ° 78 (21) 2593858/24-07 (53)М. Кл.
Н 02 Р 5/06 с присоелинением заявки М
Ркударствкккы0 каиктет
СССР ао делам изобрвтенкй и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 23 ° 12 ° 81 Бюллетень М47
Дата опубликования описания 25.12.81 (53) УДК621.
° 316.718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л.Л. Зейгман .и Б.A. Худяков
« (71) Заявитель
« (54) СТАБИЛИЗАТОР СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в управляющих приборах, системах автоМатики и телемеханики, s частности устройствах стабилизации скорости вращения электродвигателей постоянного тока при большом диапазоне изменения скоростей.
Известны устройства для стабилизации и регулирования скорости вращения. электродвигателей постоянного тока, в которых в качестве информации о величине скорости вращения используется противо ЭДС двигателя, выделяемая при помощи тахометрических мостов.
13
Такие стабилизаторы скорости вра" щения состоят из тахометрического моста, одно плечо которого образовано электродвигателем и резистором, 20 другое плечо — источником опорного напряжения и двумя резисторами.
Измерительная диагональ моста соединена с усилителем разбаланса, свя2 занным через усилитель мощности с питающей диагональю моста Г1 1.
Недостатком этих устройств является большая погрешность стабилизации скорости вращения, вызванная тем, что сопротивление перехода коллекторщетки является непостоянным, а сопротивление якоря изменяется как от изменения окружающей среды, так и от разогрева якоря. Оба эти сопротивления входят в одно из плеч тахометрического моста. Следовательно, сигнал по диагонали моста зависит не только от изменения скорости вращения двигателя, но и от изменения сопротивлений, которые приводят к разбалансу тахометрического моста и влияют на изменение скорости вращения двигателя.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является стабилизатор скорости вращения электро;двигателя постоянного тока, содержащий тахометрический мост,.одно плечо которого образовано последователь8926 го
50 но соединенными резистором и якорной обмоткой электродвигателя постоянного тока, а второе плечо-последовательно соединенными. резисторами, один из которых выполнен переменным, и источником опорного напряжения, усилитель разбаланса, входы которого под.ключены к выходной диагонали тахометрического моста, и усилитель мощности, выход которого связан со входной диагональю тахометрического моста(2 .
Недостатком известного устройства является большая погрешность в поддержании оборотов двигателя вызванl ная тем, что тахометрический мост
15 дополнительно разбалансируется изменением переходного сопротивления коллектор-щетки,. которое является не постоянным от времени и величины проходящего тока, а также из-за разбаланса моста, вызванного разными условиями охлаждения якоря и переменного резистора, а значит и разными их температурами, возникающего при изменении момента сил, снимаемого с л электродвигателя.
Цель изобретения — повышение точности стабилизации скорости вращения электродвигателя.
Поставленная цель достигается тем, что введен фазовый детектор, генератор переменного напряжения, выход которого подключен ко входной диаго- . нали тахометрического моста и к одному их входов фазового детектора, заграждающий и полосовой фильтры, входы которых соединены с выходом усилителя раэбаланса моста, причем выход полосового фильтра подключен к другому входу фазового детектора, выход которого электрически связан с переменным резистором второго плеча тах метрического моста, а выход загруждающего фильтра подключен к усилителю мощиости..
На чертеже приведена структурная схема стабилизатора скорости вращения электродвигателя постоянного тока.
Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока содержит техометрический мост, одно плечо которого образовано якорем электродвигателя 1 и резистором 2, другое — источником 3 опорного напряжения и резисторами 4 и 5. Выходная измерительная диагональ моста 55 соединена с усилителем 6 разбаланса, который через заграждающий фильтр 7 и усилитель 8 мощности связан со
31
4 второй питающей диагональю моста.
Выход усилителя 6 разбаланса одновременно соединен через попосовой фильтр
9 с одним из выходов фазового детектора 10. Другой вход фазового детектора 10 связан с -генератором 11 переменного напряжения, подключенным также ко входной диагонали моста. Выход фазового детектора соединен C управляющим входом переменного резистора 4. Управляемый переменный резистор может быть выполнен, например, из фоторезистора и светодиода.
Стабилизатор скорости вращения работает следующим образом.
Тахометрический мост питается двумя напряжениями: переменным — от генератора ll переменного напряжения и постоянным — от усилителя 8 мощности. Баланс тахометрического моста переменного тока возможен только при условии выполнения равенства:
Е и (1)
R9„R5 где, К5, R>< — сопротивления резисторов тахометрического моста и якоря электродвигателя соответственно. Баланс моста по постоянному то-, ку возможен при условии выполнения равенства (1)и при равенстве противоЭДС электродвигателя 1 напряжению опорного источника 3.
В процессе работы сопротивление коллектор-щетки двигателя и сопротивление якоря меняются..Это приводит к разбалансу моста по переменному току. Вследствие разбаланса в измерительной диагонали тахометрического моста появляется переменное напряжение. Это переменное напряжение усиливается усилителем 6 разбаланса и через полосовой фильтр 9, настроенный на частоту генератора 11, поступает на один из входов фазового детектора 10. Фазовый детектор 10 преобразует переменный сигнал в постоянное напряжение, величина которого пропорциональна величине разбаланса активной составляющей сопротивлений техометрического моста, а знак напряжения указывает, в какую сторону произошел разбаланс. Постоянное напряжение поступает на управляющий вход переменного резистора 4, который под действием напряжения изменяет свое сопротивление так, чтобы минимизировать разбаланс моста, т.е. сопротивление резистора 4 изменяется и несмотря на изменение сопротивле892631 ния R всегда выполняется равенство (1) .
При сохранении равенства (1) баланс моста по постоянному току достигается только при условии равенства противоЭДС электродвигателя напряжению опорного источника 3.
При изменении скорости вращения электродвигателя 1 изменяется величина противоЭДС. В диагонали тахомет- >0 рического моста появляется постоянное напряжение, равное разности напряжений противоЭДС и источника опорного напряжения 3. Это напряжение одновременно с переменным напряжением, ха- 15 рактеризующим разбаланс моста по переменному току, усиливается усилителем 6 разбаланса, однако переменное напряжение не пропускается заграждающим фильтром 7 и на вход усилите- 2о ля 8 мощности поступает только напряжение, характеризующее разбаланс тахометрического моста по постоянному току. Усилитель 8 мощности изменяет напряжение питания моста, что изменяет 2$ ток, протекающий по якорю электродвигателя. Изменение тока якоря электродвигателя приводит к изменению его скорости вращения и соответственному изменению противоЭДС двигателя. Из- зв менение противоЭДС восстанавливает баланс тахометрического моста по постоянному току, а следовательно, восстанавливается и скорость вращения двигателя. 35
Такое построение стабилизатора скорости вращения позволяет исключить дестабилизирующее влияние изменения сопротивления в цепи якоря, приводящее к разбалансу тахометрического 4 моста и ухудшающее точность стабилизации скорости вращения двигателей.
Формула изобретения
Стабилизатор скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащий тахометрический мост, одно плечо которого образовано последовательно соединенными резистором и якорной обмоткой электродвигателя постоянного тока, а второе плечо — последовательно соединенными резисторами, один из которых выполнен переменным, и источником опорного напряжения, усилитель разбаланса, входы которого подключены к выходной диагонали тахометрического моста, усилитель мощности, выход которого связан со входной диагональю тахометрического моста, отличающийся тем, что, с целью повышения точности стабилизации скорости вращения, в него введен фазовый детектор, генератор переменного напряжения, выходом подключенный ко входной диагонали тахометрического моста и к одному из входов фазового детектора, полосовой и заграждающий фильтры, входы которых соединены с выходом усилителя разбаланса моста, причем выход полосового фильтра подключен к другому входу фазового детектора, выход которого электрически связан с переменным резистором второго плеча тахометрического моста, а выход заграждающего фильтра подключен к усилителю мощности.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизб
1. Онацевич Н.А. Электродвигатели постоянного тока для магнитофонов, M., "Энергия", 1971, с. 33-34.
2. Патент СНА N 3560828, кл. 3!8-345, !967.
892631
Тираж 733 Подписное
8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушсквя наб., д. 4/5
Заказ 11276/81
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель A. Головченко
Редактор Н. Кончицкая Техред Ж. Кастелевич Корректор Л. Шеньо