Мостовой элемент задержки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социанистическик
Ресттублии
Опубликовано 23. 12. 81. Бюллетень ¹ 47
Дата опубликования описания 23. }2.81 (51}М. Кл.
Н 03 К 3/284
3Ъоударставнный квинтет
СССР ло делам изобретений к открытий (53 } Уд К 621. 376.. (088.8) (72) Автор изобретения
Л. В. Петров
Всесоюзный заочный политехнический ин (71) Заявитель (54) МОСТОВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЗАДЕРЖКИ
Изобретение относится к импульсной технике и может применяться в импульсных устройствах телемеханики, измерительной техники, автоматики и т.д.
Известен одновибратор, выполнен5 ный на мостовых времязадающих цепях, который содержит несимметричный
RC""ìîñò и два транзистора одинакового типа проводимости (1 1.
Однако известное устройство имеет сложную схему и недостаточную амплитуду выходного импульса.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является мостот5 вой элемент задержки, который содержит RC-мост с реэисторным делителем и два транзистора разного .типа прово" димости, в диагональ моста между выхо дом резисторного делителя и точкой соединения конденсатора и резистора включен диод, один вывод резисторного делителя соединен с общей шиной, один вывод конденсатора .RC-цепи моста соединен через резистор с шиной питания, другой вывод - с базой первого транзистора, эмиттер которого соединен с общей .шиной, а коллектор подключен к выходу устройства и через резистор с шиной питания, эмиттер второго транзистора соединен с шиной питания, база подключена к входу устройства, при этом переходы базаэмиттер транзисторов зашунтированы резисторами $2).
Недостатком известного устройства является применение специального реэисторного делителя напрягкения, который создает опорное напряжение, по которому постоянно протекает ток. Это снижает экономичность и надежность устройства.
Цель изобретения - повышение экономичности и надежности устройства задержки.
Поставленная цель достигается тем, что в мостовом элементе задержки, содержащем RC-мост с резисторным дели892669 толем и два транзистора разного типа проводимости, s диагональ моста которого между выходом резисторного делителя и точкой соединения конденсатора и резистора включен диод, один вывод резисторного делителя соединен с общей шиной, один вывод конденсатора RC-цепи моста соединен через резистор моста с шиной питания, другой вывод конденсатора соединен с базой о первого транзистора, эмиттер которого соединен с общей шиной, а коллектор подключен к выходу устройства и через резистор с шиной, питания, эмиттер второго транзистора соединен с ши- 15 ной питания, база подключена к входу устройства, при этом переходы база-эмиттер транзисторов зашунтированы соответствующими резисторами, второй вывод резисторного делителя моста подключен к коллектору второго транзистора.
На чертеже показана электрическая принципиальная схема предлагаемого элемента задержки. 25
Элемент задержки содержит резисторы 1-3 в трех плечах моста, конденсатор 4, в четвертом плече, диод-компаратор 5 во внутренней диагонали моста, выходной транзистор б, управляющий транзистор 7, базовый резистор 8 транзистора 6.
Предлагаемое, устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии транзистор 6 закрыт, транзистор 7 открыт, диод 5
35 открыт и конденсатор 4 заряжен до опорного напряжения, создаваемого делителем из резисторов 3 и 2. Управляющий отрицательный импульс подается на ба40 зу транзистора 7 и закрывает его.
Поэтому напряжение в средней точке делителя становится равным нулю, диод 5 открывается и конденсатор 4 разряжается до нуля через резисторы 2 и 8 и диод 5.
После окончания управляющего импульса транзистор 6 открывается. На средней точке делителя вновь создается опорное напряжение и диод 5 закрывается. Начинается заряд конденсатора 4 через резистор 1 и переход ба.за-эмиттер транзистора 6. Зарядным током транзистор открывается и форми4 рует на выходе (в коллекторной цепи) задержанный прямоугольный положительный импульс. Заряд происходит до опорного напряжения, когда открываетя диод 5 и закрывается транзистор 6.
Таким образом, в предлагаемом мостовом элементе задержки делителы образующий два плеча моста, вклю" чен непосредственно в коллекторную цепь управляющего транзистора. Это уменьшает энергопотребление мостовоб го элемента и за счет уменьшения числа деталей повышает его надежность.
Формула изобретения
Мостовой элемент задержки, содержащий RC-мост с резисторным делителем и два транзистора разного типа проводимости, в диагональ моста между выходом резисторного делителя и точкой соединения конденсатора и резистора включен диод, один вывод резисторного делителя соединен с общей шиной, один вывод конденсатора RC"öåïè моста соединен через резистор моста с шиной питания, другой вывод конденсатора соединен с базой первого транзистора, эмиттер которого соединен с общей шиной, а коллектор подключен к выходу устройства и через резистор с шиной питания, эмиттер второго транзистора соединен с шиной питания, база подключена к входу устройства, при этом переходы база-эмиттер транзисторов за- . шунтированы соответствующими резисторами, отличающийся тем, что с целью повышения экономичности и надежности, второй вывод резисторного делителя моста подключен к коллектору второго транзистора.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1, Ильин В.А. и Коншин Б.Н.
Импульсные устройства с мостовыми времязадающими цепями. М., "Энергия", 1972, с. 161.
2. Ильин В.А. Импульсные устройства с мостовыми элементами. М., "Энергия ", 1965, с. 18, рис. 16 (прототип) .
892669
Составитель Ш.Шаряпов
Техред С. Мигунова Корректор М.Шарохин
Редактор В.Лазаренко
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 11281/83 Тираж 991 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5