Дорн

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Соцнвпмсычеснма

Респубики (22) Заивлено 27,05,80 (31) 2931658Д с присоединением эвявяи N— (23) Приоритет

„- - 21 D 39,/06 (Ъаудауатакввьй жемвтат

OCCAM м вела@ взабуетааай н втарытяй

Опубликовано 30 12 8I Бюллетень М 48

Дата опубликования описания 30.12.81 (5З) ЙК 621.774.,72 (088.8) (72) Автор изобретения

В. IE. Симолок (71) Заявитель (54) ДОРН

Изобретение относится к устройствам длв раздачи труб обработкой давлением, в частности для заделки труб в арматуру методом деформирования — раздачи труб дорнованнем, и может быть использовано в авиастроении, химической, энергетической, судостроительной промышленности и других отраслях машиностроения.

Известен дорн, содержащий присоединнтельную часть и рабочую часть со шпилькой на конце, пропитанный смазкой ерш, установленный на шпильке перед носком рабочей, части оправки, и стопорный элемент — шплинт на конце шпильки, Причем ерш выполнен в виде круговой металлической щетки с размером, меньшим внутреннего диаметра гильзы— трубы и рабочего диаметра оправки, Введение смазки в рабочую контактную зону осуществляется в таком устройстве за счет вращения ерша при работе стана, благодаря чему под действием центробежной силы смазка разбрызгивается по внутренней поверхности трубы перед ершом (1), Недостатком известного устройства является то, что она не обеспечивает очистки поверхности трубы, взаимодействующей с дорном. Кроме того, такое конструктивное решение непригодно для введения смазки в рабочую зону инструмента при дорнованки, при котором отсутствует вращение инструмента.

Цель изобретения — повышение качества изделий, работоспособности и ресурса работы дорна путем очистки и увеличения эффектнв10 ности смазки трубы при заделке ее в арматуру раздачей трубы импульсным (ударным) дорнованнем.

Указанная цель достигается тем, что дорн, содержащий присоединительную часть н рабо1S чую часть со, шпилькой на конце, пропитанньй сьизкой ерш, установленный на шпильке перед носком рабочей части, и расположенный на конце шпильки стопорный элемент, снабИ жен втулкой иэ материала с большим удельным весом, установленной на шпильке перед ершом с возможностью осевого перемещения, при этом ерш выполнен в вице сальника из упругого пористого материала, наружный

893341

Составитель И. Капнтонов

Техред А. Бабинец

Корректор A. Ференц

Редактор Л. Филь

Заказ 11324/10

Тираж 891 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыпй

113035, Иоскв», Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/.

4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Благодаря поднутрению 7 на торце носка рабочей части 1 дорна исключается выдавливание и повреждение сальника 3 при введении носка дорна в трубу, а также в процессе дорнования, что способствует обеспечению требуемой работоспособности предлагаемого устройства.

Формула изобретения

1. Дорн, содержащий присоединительную часть и рабочую часть со шпилькой на конце, пропитанный смазкой ерш, размещенный на шильке перед носком рабочей части, и расположенный на конце шпильки стонорный элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения качества изделий, работоспособности и ресурса работы дорна путем очистки и увеличения эффективности смазки трубы при заделке ее в арматуру, он снабжен втулкой из материала с большим удельным весом, установленной на шпильке перед ершом с возможностью осевого перемез щения, Itp8 этом ерш выполнен в виде сальника из упругого пористого материала, наруж. ный диаметр которого равен внутреннему диаметру обрабатываемой трубы.

2.Дорн,поп.1, отличающий1Е с я тем, что на торце носка рабочей части, выполнено поднутрение, а на торце втулки— направляющее для стопорного кольца глухое отверстие диаметром, равным наружному шгаметру стопорного кольца, и глубиной не ме Ф нее половины толщины стопорного кольца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР И 3371б8, 20 кл. В 21 В 25/02, 1970 (прототип).

93341 4

3

8 диаметр которого равен внутреннему диаметру обрабатываемой трубы.

Кроме того, на торце носка рабочей части дорна выполнено поднутрение, а на торце втулки — направляющее для стопорного кольца глухое отверстие диаметром, равным наружному диаметру стопорного кольца, и глубиной не менее половины толщины стопорного кольца.

Обеспечение очистки и увеличение эффективности смазки внутренней поверхности трубы перед инструментом в процессе раздачи трубы импульсным (ударным) дорнованием, достигаемые предлагаемой конструкцией дорна, повышают качество изделий, работоспособность и ресурс работы контактирующей с трубой рабочей части и, следовательно, самого дорна.

3а счет того, что при импульсном (ударном) дорновании дорну сообщается многократно повторяемое скачкообразное ускорение, в частности за счет ударного на него воздействия, установки перед ершом втулки, обладающей сравнительно большой инерционностью, достигается повторно-периодическое осевое сжатие ерша, размещенного между рабочей частью дорна и втулкой, синхронное с перемещением (внедрением) дорна в трубу, Благодаря выполнению ерша в виде сальни ка из упругого пористого IvlBIepHRJIB пропитанного смазкой, достигается, во-первых, интенсивное пульсирующее прижатие сальника к внутренней поверхности трубы, способствующее очистке трубы, и, во-вторых, выдавливание смазки из пор салышка на поверхность трубы перед дорном при его внедрении в трубу.

Причем выполнение втулки из материала с большим удельным весом (массой) в силу увеличения ее инерционности способствует повышению эффективности очистки и смазки трубы, что особенно важно для заделки в арматуру труб малых диаметров.

В интервалах между импульсами за счет упругости материала ерша происходит его распрямление, улучшающее очистку трубы в силу дополнительного его трения о ее стенку, Кроме того, за счет упругости обеспечиваются стабильные параметры ерша, в частности объем смазки в его порах при повторном применении, а также с течением времени эксплуатации дорна.

Выполнение наружного диаметра сальника соизмеримым с диаметром рабочей части дорна (равным внутреннему диаметру трубы) обеспечивает безэазорное сопряжение сальника с внутренней поверхностью трубы, что гарантирует наличие минимального статического натяга сальника в трубе и исключает холостой ход грузика относительно дорна для сжатия сальника в противном случае. Оптимизация

1$

3$ размера сальника имеет существенное значение, поскольку определяет полезный объем смазки в сальнике при введении его в полость трубы и эффективность смазки.

На чертеже приведен дорн, общий вид.

Дорн содержит рабочую 1 и присоединительную 2 части, пропитанный смазкой ерш 3, установленный на шпильке 4 перед носком рабочей;части 1, и стопорный элемент 5 на конце шпильки 4.

Дорн снабжен втулкой 6 из материала с большим удельным весом, установленной на шпильке 4 впереди ерша 3 с возможностью осевого перемещения, причем ерш 3 выполнен в виде сальника из упругого пористого материала, наружный диаметр которого соизмерим с диаметром рабочей части 1 дорна для беззазорного сопряжения сальника 3 с трубой.

Носок рабочей части 1 дорна выполнен с поднутрением 7 на его торце. Стопорный элемент 5 имеет вид пружинного разрезного кольца, размещенного в канавке шпильки 4, а на торце втулки сделано направляющее для стопорного кольца глухое отверстие 8 диаметром, равным наружному диаметру стопорного кольца 5, и глубиной не менее поло-. вины размера поперечного. сечения кольца 5, Устройство работает следующим образом.

При импульсном дорновапии за счет ударного воздействия на дорн ему сообщается многократно ; повторяемое скачкообразное ускорение, при этом в силу инерционности втулки 6 достигается повторно-периодическое осевое сжатие ерша (сальника) 3, размещенного между носком рабочей части 1 и втулкой 6 дорна, синхронное с перемещением (внедрением) рабочей части 1 дорна в трубу при ее раздаче.

Вследствие сжатия сальника 3 в период перемещения (внедрения) рабочей части 1 дорна в трубу обеспечивается прижатие сальника 3 к стенке трубы, очистка ее внутренней поверхности и выдавливание смазки из пор сальника 3, которая наносится на поверхность трубы перед рабочей частью 1 перемещающегося дорна и, таким образом, вводится в рабочую контактную зону инструмента-дорна. Стопорное кольцо 5 ограничивает рабочее перемещение втулки 6.

Учитывая импульсный характер работы предлагаемого дорна, выполнение стопорного элемента 5 в виде кольца, обеспечивающего круговой упор для втулки 6, и отверстия 8 на втулке, исключающего раскрытие стопорного кольца 5, устраняет возможность повреждения (среза) стопорного элемента 5 и соскакивание втулки 6 со шпильки 4 при дорновании, что повышает работоспособность и ресурс работы дорна.