Люк транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социапистическиа
Республик
Опубликовано 30.1 28 1, Бкщлетень р5 48
Дата опубликования описания 301 281 (5l)M. Кл.
В 60 J 9/02
В 61 D 7/16 оаударетааикьа1 квинтат
СССР ав делан взабрвтеак11 и вткрнткЯ (53) УДт(625 ° 2.011.66 (088.8) (72) Автор изобретения
П.Н.Кондюков
Ордена Ленина Калининский вагоностроительный завод им. И.И.Калинина (71) Заявитель (54) ЛЮК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к трайспортным средствам, преимущественно железнодорожным вагонам, и касается люков аварийного выхода пассажиров.
Известен люк транспортного сред- ства, содержащий шарнирно прикрепленную к полу крышку с крепежными элементами и стопорный механизм крышки pl ) .
Однако выход в открытый проем лю16 ка в известном устройстве может при эвакуации приводить к падению людей на путь и под транспортное средство,, т.е. не обеспечивает безопасности в эксплуатации.
Цель изобретения — повышение безопасности в эксплуатации в случае возникновения аварийной ситуации.
Укаэанная цель достигается тем, что люк снабжен прикрепленным к нижней поверхности пола кожухом в виде трехгранной призмы, одна из стенок которой шарнирно закреплена в вершине призмы и свободным концом связана с указанным стопорным механизмом крышки, а длина другой стенки, по крайней мере, равна длине крьппки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый люк, например, вагона; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 2.
Люк содержит крышку 1, кожух 2, обрамляющую рамку 3. Крышка 1 соединена петлей 4 с рамой 5.вагона и имеет по боковым кромкам 6 уплотнение 7.
Кожух 2 выполнен в виде трехгранной призмы и прикреплен к раме 5 так, что в него может опускаться на петле 4 (шарнире) крышка 1, располагаясь наклонно на стенке 8. Другая стенка 9 кожуха 2 шарниром 10 закреплена в вершине призмы. Борта кожуха
2 соединены со стенкой 9 шарнирной тягой 11.
Крьппка 1 и стенка 9 в нерабочее положение заперты стопорным механизмом (устройством для фиксирования
89359 стенки и крышки в закрытом положении), который содержит поворотно установленный в кронштейнах вал 12 с жестко закрепленными угловым рычагом 13 и одноплечими рычагами 14 и 15. Одно плечо углового рычага 13 соединено шарнирно с приводной тягоч
16, сблокированной со стоп-краном.
Другое плечо углового рычага 13 и плечо рычага 15 шарнирно связаны со >в стопорными пластинами 17 посредством овальных отверстий 18 и осей 19.
Пластины 17 имеют стопоры 20.
Скобы 21 рамки 3 удерживают стопоры 22, а пазы стопоров 22-являют- 15 ся направляющими для пластин 17, которые содержат направляющие пазй 23 и наклоннь1е пазы 24. Направляющие пазы выполнены в пластинах 17 продольными. Стопоры имеют конусные концы и предназначены для закрепления стенки 9 и крышки в нерабочем положении.
Сквозь пазы 23 проходят пальцы 25, закрепленные на стойке рамки. Сквозь наэы 24 проходят пальцы 26 стопо-. ров 22.
Внутренняя кромка стенки 9 примыкает к уплотнению 27 бурта 28 рамки.
Стенка 9 имеет отбортовку 29 с пазами для стопоров. Кронштейн 30 рамки крепит подпружиненную защелку 31.
Палец 32 подпружиненной защелки опи рается на наклонную поверхность 33
: стопорной пластины 34, имеющей подпружиненную защелку 35. Обе защелки на концах имеют скоси 36 для обеспе. чения их утапливаиия.
Управление открытием защелок осуществляется при помощи пальца 37 поворотного рычага 14 в момент зацепления с крайним зубом 38 стопорной пластины 34.
На крышке 1 и стенке 9 предусмотрены пазы для эащелок и стопоров.
Люк работает следующим образом.
В случае пожара или иной аварийной ситуации в действие приводится стоп-кран (не показан}. Как только скорость движения вагоиа уменьшится до 5 км/ч, разблокируется и может 5Е быть приведена в действие при помощи рукоятки тяга 16, которая тянет за собой рычаг 13, поворачивающий вал
12. Стопорные пластины 17 и 34, связанные .с рычагами 13-1 5, выводят сто-,55
9 4 поры 20 и 22 и защелки 35 и 31 иэ пазов, в результате крышка 1 и стенка 9 под действием собственного веса опускаются вниз в рабочее положение, образуя огражденный бортами кожуха желоб (аппарель) для безопасной эвакуации пассажиров в сторону от полотна железной дороги.
В исходное положение поднимают сначала крышку 1. При ее сближении с рамкой 3 защелка 35 фиксирует крышку
1 в поднятом положении. Затем закрывают стенку 9, которая фиксируется защелкой 31. Замыкание поднятых крышки 1 и стенки 9 производят поворотом углового рычага 13 за тягу
16, при этом рычаг 15 одновременно с рычагом 13 приводят стопорные пластины 17 со стопорами 20 и 22 в закрытое положение (повороту рычагов
13 и 15 стопорная пластина 34 не препятствует, так как палец 37 имеет возможность свободного выхода из контакта с зубом 38) .
Применение предлагаемого люка для аварийного выхода из вагона улучшает условия эвакуации пассажиров в случае возникновения аварийной ситуации за счет наличия кожуха с шарнирной стенкой и за счет связи крышки и стенки с одним стопорным механизмом.
Формула изобретения
Люк транспортного средства, содержащий шарнирно прикрепленную к полу крышку с крецежными элементами и стопорный механизм крышки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения безопасности в эксплуатации в случае возникновения аварийной ситуации, он снабжен прикрепленным к нижней поверхности пола кожухом
s виде трехгранной призмы с вершиной, обращенной вниз, одне из стенок которой шарнирно закреплена в вершине призмы и свободным концом связана с укаэанным стопорным механизмом крышки, а длина другой стенки, по крайней мере, равна длине крышки.
Источники информации, принятые во внимание цри экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
11 657150, кл. В 60 J 9/02, 1975 (прототип).
893599 д 12 g
Составитель Е. Макрович
Техред A.дч Корректор
Редактор Н.Чубелко
Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 11350/23 Тираж 735
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5