Обтекатель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскин
Социалистическин
Республик ())893666 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 090779 (21) 2797278/27-1 t с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл. в 62 0 35/00
В 62 0 37/00
9кударстванный кемитвт
СССР
Опубликовано 30.1281. Бюллетень М 48
Дата опубликования описания 30.1281 пе делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113. .Об8{088.8) Е.A. Джайлаубеков, К.6. Аубакиров, С.Ф. Осадчий и А.Ж. Беисов
1: (72) Авторы изобретения
Ф
Казахский научно-исследовательский и проект и институт автомобильного транспорта (71) Заявитель
{S4) аьтккдткль трАнспортного сркдствА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является обтекатель транспортного средства, например автопоезда, устанавливаемый преимущественно на крыше кабины, и содержащий профилированную лобовую часть, выполненную из пластин, имеющих в сечении форму крыла, и опорного элемента, связанного с пластинами 11 ).
Недостатком такой конструкции является то, что поток воздуха, срываясь с верхней кромки, образует за ним вихревое движение, способствующее увеличению лобового сопротивления.
Цель изобретения - уменьшение расхода топлива транспортного средства путем снижения аэродинамического сопротивления.
Указанная цепь достигается тем, что обтекатель снабжен вертикальным стабилизатором, установленным вдоль оси симметрии,.а опорный элемент выполнен в виде отражательной профильной- пластины, опирающейся на верхнюю кромку упомянутых стабилиза тора и пластин, причем последние установлены вертикально с зазором одна относительно другой зеркально по обе стороны указанной оси симметоии и под,.углом атаки к набегающему воздушному потоку и обращенных выпуклой стороной к стабилизатору и по мере удаления от последнего, смещены относительно друг друга назад.
Кроме того, угол атаки упомянутых пластин к.плоскости стабилизатора, равен 1-30 о
Угол между плоскостями, лроведенными через передние кромки продольных пластин, равен 90-180
На фиг. 1 изображен обтекатель для транспортного средства, например з 8936 для автопоезда, общий вид; на фиг. 2то же, вид в плане; на фиг. 3 — график зависимости подъемной силы от угла атаки пластины обтекателя; на фиг. 4 - схема обтекания автопоезда набегающим воздушным потоком.
Обтекатель, установленный на кабине 1 транспортного средства, например автопоезда, содержит вертикальный стабилизатор 2, установленный вдоль в оси симметрии, профильные пластины
3®имеющие, например в сечении, форму-.крыла и установленные вертикально с зазором одна относительно другой зеркально по обе стороны указанной оси 13 симметрии под углом атаки к набегающему воздушному потоку .и обращенных выпуклой стороной 4 к стабилизатору 2 и по мере удаления от последнего смещены относительно друг друга на- 26 зад. Опорный элемент выполнен в виде отражательной профильной пластины 5.
Угол атаки о профильных пластин 3 о может меняться в диапазоне от 1-30
На фиг. 3 показан график зависи- д мости. подъемной силы от угла атаки профильной пластины, имеющей в сечении форму крыла. Подъемная сила находится в прямой зависимости от безотрывного обтекания. Безотрывное обтекание профиля для соответстйующих скоростей происходит при изменении о О угла атаки от 0 до 30 свою скорость и выбрасывается в сторону от автопоезда. Стабилизатор 2, установленный в зоне возмущения, стабилизирует поток, разбивая его на две части. Часть потока, проходящего между стабилизатором и первыми пластинами от него, теряет свою скорость и подходит к передней стенке полуприцепа ослабленным. Эта часть потока заполняет пространство между кабиной и передней стенкой полуприцепа, что исключает возникновение вихрей. Отражательная профильная пластина 5 обтекателя необходима для исключения краевых нежелательных эффектов на профилях пластин, а также для направления набегающего потока на крышу полуприцепа.
Предлагаемая конструкция обтекателя выгодно отличается от известных конструкций прежде всего взаимодействием в работе стабилизатора и отклоняющих пластин. Конструктивное расположение стабилизатора в центре между пластинами повышает эффективность всего устройства.
Снижение аэродинамического сопротивления является одним из благоприятных факторов, обуславливающих значительную экономию тойлива автопоездов, используемых для дальних перевозок.
Угол между плоскостями, проведен35 ными через передние кромки продольных пластин равен 90-180 . Нижний предел 90 объясняется тем, что при уменьшении угла происходит большое смещение профилей пластин относительно друг друга, поток получается мало устойчивым и отрывается . Верхний предел угла 180 объясняется тем, что угол наклона оси пластин к вертикальной плоскости должен быть всег43 да острым, только в этом случае пластины не только поворачивают поток, но и меняют скорость набегающего потока.
Профильные-пластины 3 могут быть выполнены также и с другим профилем, 56 например, в виде изогнутой пластины, Однако в этом случае обтекание дефлектора значительно ухудшается.
Устройство работает следующим образом.
Набегающий воздушный поток проходит33 между пластинами 3, меняет свое направление и в результате уменьшения площади сечения потока увеличивает
Формула изобретения
1. Обтекатель транспортного средства, например автопоезда, устанав" ливаемый преимущественно на крыше кабины, и содержащий профилированную лобовую часть, выполненную из пластин, имеющих в сечении форму крыла, и опорного элемента, связанного с пластинами, отличающийся тем, что, с целью уменьшения расхода топлива транспортного средства путем снижения аэродинамического сопротивления, он снабжен вертикальным стабилизатором, установленным вдоль оси симметрии, а опорный элемент выполнен в виде отражательной профиль.—
1 ной пластины, опирающейся, на верхнюю кромку упомянутых стабилизатора и пластин, причем последние установленны вертикально с зазором одна относительно другой зеркально по обе стороны указанной оси симметрии и под углом атаКи к набегающему встреч893666
5 ному воздушному потоку и обращенных выпуклой стороной к стабилизатору и по мере удаления от последнего смещены относительно друг друга назад.
2. Обтекатель по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что угол атаки упомянутых пластин к плоскости о стабилизатора равен 1-30
Ь
3. Обтекатель по п.1, о т л ич а ющи и ся тем, что угол между плоскостями, проведенными через передние кромки продольных пластин, равен 90-180
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 11 2794246/27-!1,. кл. В 62 О 37/02 (прототип).