Корпус судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцмалкстическнк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.11.79 (21) 2843159/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 63 В 1/18

В 63 В 35/72

Гооударстееиный комитет

СССР (53) УДК 629.12. .011. 171 (088.8) Опубликовано 30.12.81. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 05.01.82 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. Э. Кипин и С. П. Дмитриев

Центральное конструкторско-технологическое б

ДОСААФ СССР (71) Заявитель (54) КОРПУС СУДНА

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов судов.

Известен корпус судна, преимущественно гидрокарта, с килеватым днищем, палубой и продольными реданами, при этом верхняя часть корпуса снабжена П-образным кожухом, образующим сиденье для водителя и упоры для ног, расположенные ниже уровня сиденья (1) .

Недостаток корпуса заключается в низкой устойчивости движения на волнении и комфортабельности.

Цель изобретения — повышение устойчивости движения на волнении и комфортабельности.

Для достижения цели на днище выполнен П-образный туннель одинаковой ширины по длине корпуса, сопряженный по ширине с П-образным кожухом с переходом к бортам в килеватое днище, причем верхняя поверхность туннеля выполнена с подъемом к носовой оконечности судна до сопряжения с палубой и кожухом, а каждый из упоров для ног водителя выполнен в виде выемки, имеющей форму усеченной пирамиды с меньшим нижним основанием.

Кроме того, длина П-образного туннеля составляет 0,50 — 0,75, а ширина 0,1 — 0,2, длины корпуса судна, при этом высота туннеля в районе транца составляет 0,01—

0,03 его длины.

На фиг. 1 показан корпус судна, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху и снизу; яа фиг. 3 — то же, вид сзади.

Корпус судна образован П-образным кожухом 1, на котором в средней части расположено сиденье водителя 2, спинка которого к корме переходит в обтекатель мотора 3, Перед сиденьем к носу судна установлено рулевое колесо 4. Со стороны днища

П-образный кожух переходит в П-образный узкий туннель 5, сопрягаясь с ним по ширине. Ширина туннеля составляет 0,1 — 0,2 длины корпуса судна. Длина туннеля равна

0,50 — 0,75 длины корпуса судна. Туннель в районе транца составляет 0,01 — 0,03 длины туннеля.

Далее к носу верхняя поверхность 6 туннеля 5 резко поднимается кверху, сопрягаясь с палубой 7 и верхней поверхностью кожуха 1 на расстоянии, равном 0,25 — 0,50 длины корпуса . от носовой оконечности.

Вертикальные стенки туннеля 5 образуют

893671

C K H JI e B 2T bI M д H H IIJ, e i>1 8, B bl II 0 Jl H e H H 6I M C H p Oдольными реданами, рабочие кромки 9, обеспечивающие судну устойчивость на курсе и на виражах, как это имеет место у катамаранов.

Плошадки для ног водителя образованы занижением палубы в средней части корпуса от бортов 10 к днищу 8 и стенкам кожуха 1, примыкающим к туннелю 5. В результате занижения по обеим сторонам от сиденья водителя 2 образуются углубления в форме перевернутых усеченных пирамид, причем боковые грани и меньшие основания пирамид образуют площадки 11 для ног водителя. Боковые грани пирамид позволяют перемещением тела водителя с одной ноги на другую варьировать положение корпуса судна в зависимости от условий движения.

По своей аэродинамической сущности описываемый корпус судна представляет собой соединение положительных качеств катамарана и корпуса типа глубокое V. Благодаря узкому туннелю 5 оказывается возможным задать угол атаки верхней поверхности 6 туннеля выше критического для традиционных катамаранов, когда аэродинамический коэффициент подъемной силы еще не начинает падать. Небольшая площадь аэродинамической поверхности, создаваемая узким туннелем, а главным образом, обрывом аэродинамической поверхности на значительном расстоянии от носовой оконечности, исключает режим кабрирования даже при сильных встречных порывах ветра, что является характерным недостатком для катамаранов.

Из-за малой высоты туннеля в корме и большой высоты захвата воздушного потока у начала аэродинамического профиля туннель работает в режиме значительного избыточного аэродинамического давления в кормовой части туннеля. Таким образом, при сочетании узкого туннеля с глубококилеватым днищем в динамическом режиме движения, т. е. движения на максимальной скорости, днище благодаря эффективной воздушной «подушке» становится эквивалентным килеватому днищу без туннеля, обеспечивая минимальные импульсные нагрузки при встрече с волной. В то же время наличие рабочих кромок 9 обеспечивает отсутствие бортовой качки, характерной для килеватых днищевых обводов, устойчивость на курсе и плавную циркуляцию на поворотах без резких забросов внутрь поворота.

П-образная форма сечения корпуса судна в средней части, пирамидальная форма выборок, образующих площадки для ног водителя, и минимальное расстояние между палубой и днищем обеспечивают необходимую жесткость корпуса в стеклопластиковом исполнении при минимальном количестве элементов набора.

Формула изобретения

1. Корпус судна, преимущественно гидрокарта с килеватым днищем, палубой и продольными реданами, при этом верхняя часть корпуса снабжена П-образным кожухом, образующим сиденье для водителя и упоры для ног, расположенные ниже уровня сиденья, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости движения на волнении и комфортабельности, на днище выполнен П-образный туннель одинаковой ширины по длине корпуса, сопряженный по ширине с П-образным кожухом с переходом к бортам в килеватое днище, причем верхняя поверхность туннеля выполнена с подъемом к носовой оконечности судна до сопряжения с палубой и кожухом, а каждый из упоров для ног водителя выполнен в виде выемки, имеющей форму усеченной пирамиды с мень35 шим нижним основанием.

2. Корпус по п. 1,отличаюи1ийся тем, что длина П-образного туннеля составляет

0,50 — 0,75, а ширина 0,1 — 0,2 длины корпуса судна, при этом высота туннеля в районе транца составляет 0,01 — 0,03 его длины. о

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I «Катера и яхты». 1978, № 3, с. 46 (прототип).

893671

Составитель Б. Даньшин

Редактор E Лушникова Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши

Заказ 11357/27 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4