Контейнерное рыбопромысловое судно-катамаран

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистическик

Республик

M АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.0979 (21) 2847117/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 63 В 35/14

Гееудерстеенный кемнтет

СССР по аелем нзебретеннй н етнрмтнй

Опубликовано 30.12.81. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 0.01.82 (53) УДК 629.124. .72 (088.8) (72) Автор изобретения

Ф

@ s. ° « »

М. С. Труб (71) Заявитель (54) КОНТЕИНЕРНОЕ РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО-КАТАМАРАН

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструированию контейнерных рыбопромысловых судов-катамаранов.

Известно контейнерное рыбопромысловое судно-катамаран, содержащее корпуса, соединенные между собой объемным мостом с нижней и верхней промысловыми палубами кормовые слипы, связанные с этими палубами, а также промысловую площадку, смонтированную вдоль борта судна на участке, равном 2/3 — 3/4 длины корпуса судна, причем на промысловой палубе размещены ваерные лебедки, а в носовой части судна— кабельно-вытяжные и сейнерная лебедки (1)

Недостатком этого судна-катамарана является длительность проведения грузовых операций из-за отсутствия изотермических контейнеров.

Цель изобретения — ускорение проведения грузовых операций за счет хранения и транспортировки сырья в изотермических контейнерах.

Указанная цель достигается тем, что судно снабжено контейнерной площадкой, выполненной с ячейками под контейнеры и оборудованной продольными и поперечными транспортерами, а верхняя промысловая

2 палуба выполнена навесной над нижней промысловой палубой, при этом ваерные лебедки установлены на одном борту судна между бортом одного из корпусов и диаметральной плоскостью судна, а контейнерная и кошельковая площадки смонтированы на нижней промысловой палубе на противополо.<ном борту судна.

На фиг. 1 схематически изображено предложенное рыбопромысловое судно, вид гооку; на фиг. 2 — то же, план верхней промысловой палубы; на фиг. 3 — то же, план нижней проМысловой палубы; на фиг. 4— то же, план контейнерной площадки; на фиг. 5 — разрез А — А на фиг. 1.

Контейнерное рыбопромысловое суднокатамаран имеет два корпуса 1 (левый и

15 правый), соединенные объемным мостом 2 и двумя промысловыми палубами; нижней

3 и навесной верхней 4 (т. е. перекрывающей часть длины и ширины судна). Промысловые палубы связаны поперечными переборками 5, проходящими также в корпу сах, объемном мосту и рубке 6. На левом борту предусмотрен один кормовой слип 7.

На палубе 4 оборудованы фигурный вырез 8, стационарная перегородка 9, деля893703

45 соса 22.

3 щая палубу 4 на два участка 10 и 11, и вращающиеся ролы 12.

В носовой части нижней промысловой палубы 3 установлены кабельно-вытяжные лебедки 13 и 14, сейнерная лебедка 15 и устройство 16 с подвесными блоками для проводки стяжного троса 17. На площадке левого борта 18 под палубой 4 установлены ваерные лебедки 19 для наматывания ваера 20 и бот 21 для кошелькового лова. Для отдачи стяжных колец, подсушивания невода и выливки улова при помощи рыбонасоса 22 между промысловыми палубами по правому борту оборудована промысловая площадка 23. На кормовой площадке 24, расположенной между правым бортом и диаметральной плоскостью судна, хранится кошельковый невод и установлены неводовыборочная машина 25 и устройство 26 для укладки невода.

В средней части нижней промысловой палубы между участками 18 и 23 расгюложена прямоугольная контейнерная площадка 27, оборудованная ячейками для установки изотермических контейнеров 28 в один ярус, поперечными стационарными транспортерами 29, продольным передвижным транспортером 30 с направляющим лотком 31 и приводом 32 для доставки рыбы и льда из подпалубных бункеров 33 в контейнеры.

Изотермический контейнер 28 прямоугольной формы имеет в верхней плоскости малый люк 34 для загрузки и большой люк 35 для выгрузки, а также горизонтальные перегородки для обеспечения оптимальных условий хранения рыбы. Ячейки для контейнеров образованы из вертикальных направляющих 36, нижние концы которых закреплены на палубе 3, а верхние перевязаны горизонтальными балками 37 и укосинами 38 (на фиг. 4 и 5 детали 34 — 38 показаны только применительно к одному контейнеру).

Для перемещения контейнера под грузовые устройства плавбазы на судне предусмотрен мостовой кран 39, имеющий механизмы подъема и спуска контейнера при помощи спредера 40, выборки слабины троса, передвижения крана 41 и передвижения тележки 42. Кран перемещается вдоль судна по направляющим 43, установленным на портальных мачтах 44 так, чтобы исключить повреждения конструкций судна и плавбазы при швартовых и грузовых операциях.

На судне имеется кошельковый невод 45, донные тралы 46, кабельные 47 и вытяжные

48 тросы, а также шланг 49 подачи охлажденной морской воды, льдогенератор 50 и шланг 51 подачи сжатого воздуха. Площадка 27 выполнена с гнездами 52.

Контейнерное рыбопромысловое суднокатамаран работает следующим образом.

Перед выходом на промысел экипажем судна подготавливаются к промыслу кошельковый невод 45, расположенный на площадке 24, трос 17 и бежной урез (не показан), намотанные на барабаны лебедки 15. На

4 участках 10 и 11 размещаются два донных

46 или пелагических (не показаны) трала, на лебедки 14 и 13 наматываются кабельные 47 и вытяжные 48 тросы, на лебедки

19 — тросы 20.

Перед приходом на место лова из машинного отделения (не показано) по трубопроводу и гибкому шлангу 49 подается в контейнеры охлажденная морская вода, включаются льдогенераторы 50 для выработки льда, который поступает в подпалубный бункер

33 и оттуда по транспортерам 29 и 30 в контейнеры. Для интенсивного перемешивания воды со льдом из машинного отделения по трубопроводу и гибкому шлангу 51 подается в контейнеры сжатый воздух. В результате в контейнерах образуется льдоводяная смесь, готовая к охлаждению улова.

При обнаружении промысловых скоплений рыбы судно может, используя универсальные траловые доски, работать поочередно с участка 10 или 11 донными или пелагичес20 кими тралами, или донным и пелагическим тралом попеременно, или только кошельковым неводом.

После окончания траления ваеры 20 наматывают на барабаны лебедок 19, кабели 47, сходящие по ролу 12 — на барабаны, например лебедки 13. Прием траловых досок и подключение вытяжного троса 48, заведенного на лебедку 13, к переходным тросам трала производится на нижней промысловой палубе 3. Трал поднимают по слито пу 7 на участок 10 навесной верхней промысловой палубы 4 и выливают улов при помощи стандартного снаряжения на палубу, а трал осматривают, ремонтируют и готовят к очередному спуску. Готовый к действию трал на участке 11 при помощи лез бедки 14 спускают по слипу 7.

Перед заметом кошелькового невода 45 на площадке 18 спускают вспомогательный мотобот 21, после замета невода на площадке 23 отдают стяжные кольца. При по4О мощи лебедки 15 и устройства 16 стягивают нижнюю подбору невода, подсушивают его и выбирают при помощи машины 25, а затем укладывают на площадку 24 устройством 26. Рыбу выливают при помощи стандартного снаряжения, например рыбонаРыба на площадке для выливки улова, например на участке 10, сортируется и поступает в подпалубный бункер 33, откуда по поперечному транспортеру 29 и продольному транспортеру 30 перемещается до лотка 31, установленного напротив люка 34, загружаемого контейнера 28. После загрузки очередного контейнера задраивается его люк 34, перемещается лоток 31 к следующему контейнеру и открывается на нем люк 34. После загрузки всех контейнеров продольного ряда транспортер 30 при помощи привода 32 перемещается на другой ряд.

893703

Формула изобретения

При подходе к плавбазе контейнер при помощи спредера 40 вынимается из ячейки и перемещается поперек судна при помощи механизма передвижения тележки 42 по направляющим крана, и, при необходимости, вдоль судна при помощи механизма передвижения крана 41 по направляющим 43 в зону действия грузового устройства плавбазы. Установка опорожненных и вымытых на плавбазе контейнеров производится в обратном порядке.

Предлагаемое рыбопромысловое суднокатамаран имеет возможность работать с контейнерами в открытом море и за счет этого сократить время грузовых операций у плавбазы, повысить качество сырья, уменьшить численность экипажа и улучшить условия его труда. При этом сохраняются известные свойства катамарана, позволяющие вести попеременный лов донным тралом, пелагическим тралом и кошельковым неводом без переоборудования судна в море или в порту.

Выполненные сопоставительные техникоэкономические расчеты применительно к судну с 25 контейнерами внутренним объемом

4 мз показали, что удельные приведенные затраты на 1 т продукции снижаются примерно на 10% по сравнению с катамараном, перевозящим рыбу в трюмах.

Контейнерное рыбопромысловое суднокатамаран, содержащее два корпуса, соединенные между собой объемным мостом с нижней и верхней промысловыми палубами и кормовым слипом, связанным с этими палубами, а также промысловую площадку, смонтированную вдоль борта судна на участке, равном 2/3 — 3/4 длины корпуса судна, причем на промысловой палубе размещены ваерные лебедки, а в носовой части судна— кабельно-вытяжные и сейнерные лебедки, отличающееся тем, что, с целью ускорения проведения грузовых операций за счет хранения и транспортировки сырья в изотермических контейнерах, оно снабжено контейнерной площадкой, выполненной с ячейками под контейнеры и оборудованной продольными и поперечными транспортерами, а верхняя промысловая палуба выполнена навесной над нижней промысловой палу о бой, при этом ваерные лебедки установлены на одном борту судна между бортом одного из корпусов и диаметральной плоскостью судна, а контейнерная и кошельковая площадки смонтированы на нижней промысловой палубе на противоположном борту судна.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 590183, кл. В 63 В 35/14, 1978 (прототип).

893703

Составитель Б. Даньшин

Редактор Н. Бушаева Техред А. Бойкас Корректор Г. Огар

Заказ 11358/28 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4