Устройство для подводной очистки корпуса судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ к ьетоескомю свидетельств

Союз Соввтсинк

Соцмапистичвсиик

Рвспубпии (ii) 893713 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07. 03. 80 (21) 2891726/27-11 с присоединением заявки М (23 ) Приоритет (Ы)М. Кл.

В 63 8 59/08

Ввударстюеьй квиктет

ССЕР ао демн взвврвтввив в вткрмтва

Опубликовано 30.12.81. бюллетень М 48

Дата опубликования описания 30. 12. 81 (53) УЯК 629..12 ° 004.67/69 (088.8) (72) Авторм изобретения

Ю.В. Иильчаков и В.И. Напреенко

1

l

l р (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНОЙ ОЧИСТКИ

КОРПУСА СУДНА.

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству для подводной очистки корпуса судна.

Известно устройство для подводной очистки корпуса судна, содержащее аппарат для очистки, включающий корпус с приводом перемещения, рабочие головки, валы которых кинематически связаны с приводом рабочих головок, и устанавливаемый на борту судна noio средством поперечных и продольных тросов и судовых лебедок )1).

Однако данное устройство не обеспечивает очистку корпуса судна на ходу и недостаточно экономично.

1S

ЦеЛь изобретения — обеспечение подводной очистки корпуса судна на ходу и повышение экономичности очистки.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве приводы рабочих головок и перемещения выполнены из гидравлических турбин, установленных в корпусе аппарата в выполненных в нем криволинейных каналах и кинематически связанных с валами рабочих головок, барабана, на который эапасован поперечный трос, и дополнительного вала с двумя шестернями, на котором установлен барабан и который одним концом установлен в подшипнике, корпус которого шарнирно связан с корпусом аппарата, а другой конец дополнительного вала смонтирован в подшипнике, корпус которого выполнен с цилиндрическими выступами, размещенными в пазах вилки, шарнирно смонтированной в корпусе аппарата, и связан с вилкой посредством пружины, причем валы рабочих головок снабжены жестко установленными на них зубчатыми колесами, а дополнительный вал смонтирован в корпусе аппарата с воэможностью зацепления своими шестернями с зубчатыми колесами валов

Рабочих головок, при этом корпус выполнен с подводным крылом.

3 8

Кроме того, корпус аппарата выполнен с воздушными емкостями.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг.l; на фиг. 3 — аппарат для подводной очистки с частичным вырезом; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3.

Устройство состоит из аппарата 1 для очистки, установленного с помощью продольных 2 и поперечной 3 гибких связей (например, тросов) на корпусе судна. Гибкая связь 3 с ограничителями 4 установлена подвижными опорами 5 на гибких связях 2.

Аппарат 1, который посредством троса 6 и оттяжки 7 связан с лебедкой 8 судна, имеет обтекаемый корпус 9, подводное крыло 10, каналы 11 криво; линейного профиля за двумя гидравлическими турбинами 12 и 13 разностороннего вращения, расположенными в насадках 14 с лопаточным направляющим аппаратом 15 за диффузорами 16 и установленными на валах 17 и 18, которые через свои конические переда чи 19 и 20 кинематически связаны с валами 21 и 22, На валах 21 и 22 вне корпуса 9 установлены рабочие головки 23 и 24 со щетками, а внутри — ведущие шестерни 25 и 26 червячных передач механизма поперечного перемещения, в состав которого входит также дополнительный вал 27, на котором установлены барабан 28 и ведомые зубчатые колеса 29 и 30 червячных передач.!

О

Посредством оттяжки 7 устанавливают трос 6, закрепленный на скобе

39 в необходимом месте.

На ходу судна набегающий. поток проходит через диффузоры 16, насадки 14 с направляющим лопаточным аппаратом 15 и приводит в разностороннее вращение турбины 12 и 13. Благодаря наличию подводного крыла 10 и повороту потока в каналах 11, аппарат 1 прижимается гидродинамическими силами рабочими головками 23 и 24 и роликами 40 к корпусу судна. При этом гидротурбина 12 передает крутящий момент на рабочую головку 23 через вал 17, коническую передачу 19 и вал 21, а гидротурбина 13 — на рабочую головку 24 через вал 18, коническую передачу 20 и вал 22, причем рабочие головки 23 и 24 также вращаются в противоположные стороны, что позволяет избежать появление крутящего момента на аппарате 1.

Кроме того, крутящий момент от гидротурбины 12 через ведущую шестерню 25 вала 21 и ведомое зубчатое колесо 29 вала 27 механизма поперечного перемещения передается на барабан

28, который вращаясь, перемещает аппарат 1 по гибкой поперечной свяЭИ

При упоре аппарата 1 в ограничители 4, либо в выступающие конструкции корпуса судна, например, скуловой киль, момент от усилия на бара9371 3 4 на гибкие связи 2, натянутые вдоль бортов.

Корпус подшипника 31 вала 27 уста-. новлен в опоре 32 шарнирно с возможностью вращения вокруг оси 33, а кор. пус подшипника 34 выполнен с цилиндрическими выступами (не показаны), . размещенными в пазах вилки 35, и с возможностью вращения вокруг оси 36, причем вилка 35 снабжена пружиной 37 и шарнирно установлена с возможностью вращения вокруг оси 38 в корпусе 9. Аппарат 1 снабжен также скобой 39, роликами 40 на стойках 41 и герметичными воздушными емкостями 42.

Устройство работает следующим образом.

Аппарат 1, имеющий близкую к нул плавучесть за счет емкостей 42, опускают sa борт судна. При этом несколько витков гибкой связи 3 навивают на барабан 28, заводят ее под киль и устанавливают подвижными опорами 5

55 бане 28 в. гибкой связи 3 относительно опоры 32 превышает момент от усилия пружины 37, и вал 27 переходит в другое положение, обеспечив при этом зацепление второго ведомого колеса 30 вала 27 с ведущей шестерней 26 вала 22 и передачу, крутящего момента че рез них на:барабан 28, причем знак этого момента изменяется на противоположный, вследствие разностороннего вращения валов 21 и 22 и одинаковой направленности ведущих шестерен 25 и 26 червячных передач механизма поперечного перемещеиия. Направление вращения барабана 28 изменяется, и аппарат 1 начинает .перемещаться в противоположном направлении.

Перемещение аппарата вдоль корпуса судна производится лебедкой 8 на ширину-очищаемой полосы.

Наличие пружинного элемента в опоре вала механизма поперечного переме5 89371 щения обеспечивает автоматическое изменение направления перемещения аппарата.

Предлагаемое устройство позволяет обеспечить очистку бортов судна на у ходу без вывода его .из эксплуатации, снизить затраты энергии на привод рабочих головок и перемещение аппарата по корпусу судна.

3 ных с валами рабочих головок, барабана, на который запасован поперечный трос, и дополнительного вала с двумя шестернями, на котором установлен барабан и который одним концом установлен в подшипнике, корпус которого шарнирно связан с корпусом аппарата, а другой конец дополнительного вала смонтирован в подшипнике, корпус которого выполнен с цилиндрическими вы. ступами, размещенными в пазах вилки, шарнирно смонтированной в корпусе аппарата, и связан с вилкой посредством пружины, причем валы рабочих го" ловок снабжены жестко установленными на них зубчатыми колесами, а дополнительный вал смонтирован в корпусе аппарата с возможностью зацепления своими шестернями с зубчатыми колесами . валов рабочих головок, при этом корпус аппарата выполнен с подводным крылом.

2..Устройство по и. 1., о т л и ч а в щ е е с я тем, что корпус аппарата выполнен с воздушнымиемкостями.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

t. Иеренов И.В. Подводная очистка и окраска судна. Л., "Судостроение", 1978, с. 25.

Формула изобретения

1. Устройство для подводной очистки корпуса судна, содержащее аппарат И для очистки, включающий корпус с при" водом перемещения, рабочие головки, валы которых кинематически связаны с приводом рабочих головок, и устанавливаемый на борту судна посредством 26 поперечных и продольных тросов и судовых лебедок, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что с целью обеспечения подводной очистки корпуса судна на ходу и повышения экономичности очист- И ки, приводы рабочих головок и перемещения выполнены из гидравлических турбин, установленных в корпусе аппарата в выполненных в нем криволинейных каналах и кинематически связан- 30

893713

Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 11359/29

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, Составитель И. Скуратович

Редактор И. Лысогорова Техред С. Беца Корректор Г, Назарова