Стапель для сборки и спуска судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Автори изобретеняя
В.А. Никитенко, В.В. Коврыжкин, В.С. Еремеев и Н.И. Герасимов (;i ) ,:. с;1"."; О((;1.Х.,и il;" v, 1ß
МЖЛПЭТЕЮЛ (7l) Заявитель (54) СТАПЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ И СПУСКА СУДОВ
Изобретение Относится к судостроению, а именно к стапелям для сборки и спуска судов.
Известно устройство для спуска судов на воду, содержащее рельсовые пути, средства транспортировки по ним судна, а также .шарнир, обеспечивающий горизонтальное равновесное положение . и наклонение судна для создания спусковых сил. Шарнир выполнен в виде
1Е продольной ножевой опоры-оголовника, омоноличенного вместе с рядом свай, забитых в грунт, и имеет сверху оголовника металлическую полуцилиндрическую наделку, которая крепится к
15 днищу дока (1).
Недостатком укаэанного устройства является то, что оно позволяет производить боковой спуск плоскодонных судов, у которых первоначально входящая в воду часть судна мала, но быстро нарастают силы поддержания, достаточные для безаварийного спуска.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является стапель для сборки и спуска судов, содержащий ложемент, установленный с возможностью поворота на опоре фундаментной тумбы (21.
Недостатком указанного стапеля являются его ограниченные.функциональные возможности.- В самом его названии содержится указание, что он предназначен для сборки преимущественно небольших судов.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности строительства и спуска крупнотоннажных судов.
Указанная цель достигается тем, что стапель .снабжен лебедкой с гибкой связью, установленной на фундаменте, причем опора фундаментной тумбы выполнена в виде опоры качения, на которую ложемент свободно оперт, при этом носовая часть ложе3 89 мента. посредством гибкой связи соединена с лебедкой.
На фиг. 1 изображен стапель и судно при сборке,.боковой вид; на Фиг.2то .же, при спуске судна на воду.
Стапель содержит ложемент 1,. свободно опертый на опору 2 .качения фундаментной тумбы 3. Носовая часть ложемента посредством гибкой связи 4 соединена с лебедкой 5., установлен" ной на фундаиенте 6, к которому она притягивает.неравновесно .установленные относительно опоры 2 качения ложемент 1 с собираемым на нем корпусом судна. Кормовая часть ложемента
1 поддерживается.временной опорой 7 с элементом 8 качения. Ложемент 1 обладает плавучестью и устройстваии для соединения .с корпусом. судна (не показано).
Стапель работает следующим образом.
Ложеиент 1 устанавливается в горизонтальное положение,и обеспечивает закладку и сборку корпуса судна в положении на ровный киль, когда создаются наиболее благоприятные условия сборки корпуса и установки иеханизмов, устройств и двигателей.
При этом обеспечивается неравно« весное положение корпуса судна.и ложемента относительно опоры 2,качения так, чтобы кормовая часть пере вешивала носовую, когда ложемент 1 . опирается в носовой -части на фундамент 6, а в кормовой поддерживается временной. опорой 7 При спуске судна на воду ослабляют- гибкую связь 4, которая с помощью лебедки 5 притягивает при сборке ложемент к фундаменту 6. Одновременно-с ослаблением. гибкой связи 4 производится опускание временной опоры 7. Суммарная со- ставляющая сил перемещения достигает такой величины, что приводит в движение ложемент 1. и корпус судна отно3716
4 сительно опор 2 и 8 качения., по которым ложемент возвращается в исходное положение-после отсоединения. судна от него.
З Технико-экономическая эффективность от использования .изобретения состоит в следующеи..
При использовании изобретения, по сравнению с известным-имеются тех<Ф нические преимущества, состоящие в том что ложеиент .свободно оперт на опору качения фундаментной тумбы и ииеет. воэиожность перемещаться после освобождения удерживающей гибкой
М связи, при этом подвижный ложеиент . позволяет производить.продольный спуск судов, предпочтительный для судов большого водоизмещения, что расширяет технологические. возможности
2о стапеля.
Формула изобретения а Стапель для сборки и спуска судов, содержащий ложемент, установленный с возможностью поворота на опоре фундаментной тумбы, о т л и ч. а ю " шийся теи, что, с целью .расширеуВ ния функциональных возможностей за счет обеспечения возможности. строительства и спуска крупнотоннажным судов, он снабжен лебедкой с гибкой . связью, установленной на фундаменте, причем опора фундаментной тумбы выполнена в виде опоры качения, на которую ложеиент свободно оперт, при этом носовая часть ложемента посредством гибкой связи соединена с лебедкой.
Источники информации, принятые во внимание .при экспертизе
1. Авторское свидетельство CCCP
It 393151, кл. 8 63 С 3/02, 16.06.69.
2. Авторское свидетельство CCCP
Ю, 215743, m. В 63 С 3/00, 07.11.67 (прототип). фиг, 893716
Составитель В. Солодкий
Редактор M. Лысогорова Техред С. Беца Корректор В. Синицкая
»»»»
Заказ 11359/29 Тираж 492 Подписное ,ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4