Судоходный шлюз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
„,894054 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.04.79 (21) 2758570/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М,К .
Е 02 С 1/06
Гоеударстеекнмк комитет (53) УДК 626.4 (088.8) Опубликовано 30.12.81. Бюллетень №48
Дата опубликования описания 30.12.81 по делам изоеретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
М. А. Колосов и В. И. Похабов
Ленинградский институт водного транспорта (71) Заявитель (54) СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и касается конструирования судоходных шлюзов.
Известен судоходный шлюз, содержйщий камеру с воротами верхней и нижней голов, оборудованных системами наполнения и опорожнения камеры и пуска воды в камеру (1).
Недостаток указанного шлюза заключается в длительности ввода судов в камеру со стороны нижнего бьефа.
Цель изобретения — ускорение ввода судов в камеру со стороны нижнего бьефа.
Поставленная цель достигается тем, что шлюз снабжен эжекторами, продольными и поперечными галереями, соединяющими верхний бьеф с нижним, при этом продольные галереи установлены вдоль камеры, а поперечные — в районе верхней головы и соединяют камеру с продольными галереями, при этом в местах соединения установлены эжекторы.
Кроме того, выпуски продольных галерей размещены от нижней головы шлюза на расстоянии не менее 2/3 длины судна.
На фиг. I изображен шлюз, план; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3—
2 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез
В-В на фиг. 3.
Судоходный шлюз состоит из камеры 1, верхней головы 2 и нижней головы 3. Шлюз оборудуется системой наполнения и опорожнения камеры, состоящей из водопроводных галерей 4, затворов 5 и 6, водозаборных отверстий 7 в верховом подходном канале, водовыпусков 8 в камере и водовыпусков 9 в низовом подходном канале.
К галереям 4 наполнения камеры примыкают продольные галереи 10, имеющие каждая затворы ll с верхнего бьефа и затворы 12 с нижнего бьефа. Галерея 10 соединена с камерой поперечной галереей 13.
В месте примыкания галереи 13 к галерее 10 установлены эжекторы 14. Галереи 10 имеют водовыпуски 15 в низовом подходном канале, которые размещаются на нижней голове 3 на расстоянии более чем 2/3 длины расчетного судна 16.
Шлюзование судов в камере происходит в обычном порядке. При наполнении шлюза
20 открываются затворы 5, и вода поступает из верхнего подходного канала через отверстие 7 по галереям 4 и выходит в камеру 1 через водовыпуски 8. При опорожнении
894054 шлюза открываются затворы 6 и вода через водовыпуски 8, галереи 4 и водовыпуски 9 поступает из камеры 1 в нижний подходной канал.
Вход и выход судов из камеры при уровне верхнего бьефа производится через голову 2 в обычном порядке с нормируемой скоростью, поскольку глубина в камере значительна и явление поршневого эффекта проявляется мало.
При уровне нижнего бьефа в шлюзе ввод ! о и вывод судов в камеру и из нее производится следующим образом.
При входе судна в камеру открываются затворы I l и 12 в галереях 10. Вода поступает из верхнего бьефа в низовой подходной канал. Поток воды, проходя через !5 сопло эжектора 14, понижает давление на данном участке галереи 10, что приводит к отсасыванию воды из камеры 1 по галереям 13. В камере 1 создается течение от нижней головы 3 к верхней голове 2, совпадающее с направлением движения судна 16. Скорость течения воды в камере I регулируется затворами 11 и 12. Выход воды через водовыпуск 15 за кормой судна 16 способствует созданию течения в сторону камеры I.
При выводе судна из камеры 1 течение в камере создается пропуском воды из верхнего бьефа в район верхней головы 2. Для обеспечения пропуска открывают затвор II, затвор 12 при этом закрыт. Вода из верхнего бьефа заполняет галерею 10 и по поперечной галерее 13 поступает в камеру 1. В камере создается течение от головы 2 к голове 3, 3 1qt что соответствует направлению движения судна. Использование предлагаемой системы ввода и вывода судов допускается в шлюзах с головной системой питания.
Технико-экономический эффект устройства заключается в сокращении времени ввода и вывода судов в камеру.
Использование предлагаемой системы допускается на шлюзах с напором 8 м и более.
Формула изобретения
I. Судоходный шлюз, содержащий камеру с воротами верхней и нижней голов, оборудованных системами наполнения и опорожнения камеры и пуска воды в камеру, отличающийся тем, что, с целью ускорения ввода судов в камеру со стороны нижнего бьефа, он снабжен эжекторами, продольными и поперечными галереями, соединяющими верхний бьеф с нижним, при этом продольные галереи установлены вдоль камеры, а поперечные галереи установлены в районе верхней головы и соединяют камеру с продольными галереями, при этом в местах соединения установлены эжекторы.
2. Судоходный шлюз по п. 1, отличающийся тем, что выпуски продольных галерей размещены от нижней головы шлюза на расстоянии не менее 2/3 длины судна.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Михайлов А. В. Судоходные шлюзы.
1966, М., «Транспорт», с. 137, рис. 63.
1г >21, 894054
Составитель Б. Даньшин
Редактор Н. Ковалева Техред А. Бойкас Корректор В. Синицкая
Заказ 11409 46 Тираж 696 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4