Вихревой насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ.Союз Советских
Социалистических
Республик (1)8942!5 (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.0772 (21) 1807057/25-06 (5!)М. Кл. с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
F D 5/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретеинй и открнти и (53) УДК 621.671 (088. 8) Опубликовано 3Q1281, Бюллетень Й948
Дата опубликования описания 30. 12. 81 (72) Авторы изобретения
О.В.Байбаков, В.И.Литвинов и A Ô.Винокуров
Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного
Знамени высшее техническое училище им. Н.Э . Баумана... (73) Заявитель (54) ВИХРЕВОЙ НАСОС
Изобретение относится к гидромашиностроению.
Известны вихревые насосы с рабочим колесом, установленным на валу со свободой осевого перемещения и размещенным н корпусе насоса. Корпус имеет на торцах по обе стороны рабочего колеса примыкающие к валу внутренние пазухи, сообщенные посредством открытых в сторону рабочего колеса каналов с полостью нагнетания (1) .
В известных устройствах наличие канала, соединяющего пазуху со стороны всасынания с областью высокого 15 давления, приводит в период самовсасывания к заполнению пазух водожидкостной эмульсией, что ухудшает саьфвсасынающую способность, а отсутствие-дросселирующего отнерстйя в 20 ступице рабочего колеса и одинаковый радиальный размер пазух приводит к смещению рабочего колеса относительно средины корпуса, что снижает иэ— носостойкость насоса. 25
Цель изобретения — улучшение самовсасывающей способности насоса и увеличения износостойкости.
Поставленная цель достигается тем„ что в ступице рабочего колеса 30 выполнено дросселирующее отверстие, а пазуха, сообщенная с полостью нагнетания, имеет меньший радиальный размер, чем пазуха с противоположной стороны колеса. .На фиг;1 схематично показан вихревой насос, разрез; на фиг.2 — то же, в плане.
Вихревой насос содержит рабочее колесо 1 с дросселирующим отверстием 2, устайонленное на валу 3 с нозможностью осевого перемещения в кор пусе 4, н котором по обе стороны колеса 1 выполнены пазухи 5 и 6. Пазуха 5 соединена отверстием 7 в корпусе 4 насоса с полостью 8 нагнетания и имеет меньший радиальный размер, чем пазуха 6.
Устройство работает следующим образом.
При работе насоса на газе подаваемая через отверстие 7 из полости 8 нагнетания жидкость заполняет пазуху 5 и через дросселирующее отверстие 2 в колесе 1 — пазуху 6. В результате торцовые зазоры между ступицей колеса 1 и корпусом 4 заполняются жидкостью, что предотвращает. утечки газа через них.
894215
b-b
При работе на жидкости последняя, перетекает через торцовые зазоры между колесом 1 и корпусом 4 иэ полости с высоким давлением через пазухи 5 и 6 в полость с низким давлением.
Так как пазуха 5 соединена посредством отверстия 7 с полостью нагнетания и посредством дросселирующего отверстия 2 с пазухой 6, давление в пазухах зависит от соотношения гидравлических сопротивлений и торцовых зазоров между колесом и корпусом.
При смещении колеса 1 вниз сопротивление зазора с нижней стороны увеличивается и расход жидкости, втекающей в пазуху 6 через торцовую щель и дросселирующее отверстие 2, уменьшается. Давление в пазухе 6 возрастает, приближаясь по мере смещения колеса влево к давлению в па. зухе 5. Так. как наружный диаметр пазухи 6 выполнен большим, чем пазухи 5, то эа счет разных площадей пазух создается сила, возвращающая колесо в среднее в осевом направлении положе ние .
Таким образом, при смещении колеса от среднего в осевом направлении положения на нем возникает восстанавливающая сила, направленная в сто1рону, противоположную смещению коле. са.
Предлагаемое выполнение насоса позволит увеличить срок его службы, улучшить самовсасывающую способность
5 и повысить КПД насоса. формула изобретения
Вихревой насос с полостями всасывания и нагнетания и рабочим колесом, установленным на валу с возможностью осевого перемещения и расположенным в корпусе, в котором по обе стороны рабочего колеса выполнены пазухи, t5 одна из которых сообщена посредством отверстия в корпусе с полостью нагнетания, отличающийся ! тем, что, с целью увеличения износостойкости и улучшения самовсасываюЩ щей способности, в ступице рабочего колеса выполнено дросселирующее отверстие, а пазуха, сообщенная с полостью нагнетания, имеет меньший радиальный размер, чем пазуха с проти-, воположной стороны колеса, . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 363812, кл. F 04 0 5/00, 1970.
Составитель Е.Хоммик
Редактор В.Петраш Техред A.À÷ Корректор Л.Шеньо
Заказ 11423/54 Тираж 715 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4