Направляющие скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

<"1 894232 (6t) Дополнительное к авт. сеид-ву (я)м. Кл.

F 16 С 29/02

В 23 Q 1/02 (22) Заявлено 210580 (21) 2927745/25-27 с присоединением заявки Hе (23) Приоритет

Опубликовано 30.1281. Бюллетень N9 48

Дата опубликования описания 301281

Гесударстиеииый комитет

СССР ие делам июбфетииий и етивыти1 (53) УДК 621 822.. 5 (088. 8) (72) Автор изобретения 1ЕХЙИЧЕ(:иАЯ

1 йИй.ймЭТЕй д

П.И.Богатырев (71) Заявитель (54) НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к станкостроению, в частности к направляющим поступательного перемещения.

Известны направляиидие с планками, установленными с двух сторон на подвижном или неподвижном узле станка.

:При износе таких направляющих регулирование зазора осуществляется пе,ремещение планок по горизонтальным базовым поверхностям с помощью вин тов, после чего закрепляют планки болтами. При такой конструкции направляющих выборка зазора происходит только на наклонных (вертикальных) плоскостях. Смещение подвижного органа станка относительно неподвижного в горизонтальной плоскости не происходит (1). .

Однако изнашиваются не только как®онные (вертикальные) плоскости планок, но и горизонтальные плоскости скольжения (подвижные узлы стан,ка). А так как зазор между горизонтальными плоскостями не выбирается при такой регулировке, то происходит постепенное смещение (оседание) подвижного узла относительно неподвижного на величину износа направляющих. При этом происходит изгиб винта передачи винт-.гайка качения в вертикальной плоскости (поскольку один иэ элементов привода установлен на неподвижном узле) и быстрый неравномерный износ направляющих по их длине (особенно преждевременный износ происходит в крайних положениях, где резко возрастает жесткость винта). По этой же причине происходит преждевременный износ передачи винт-гайка качения, снижается точноность позиционирования исполнитель-. ного органа станка.

Таким образом, недостатками этих направляющих являются преждевремен1з ный износ самих направляющих и элементов привода подвижного узла, пе-. ремещаемого по этим направляющим, а также необходимость полной разборки направляющих при их подгонке.

Цель изобретения — повышение долговечности и ремонтопригодности направляющих скольжения, а также элементов привода подвижного узла, перемещаемого по этим направляющим.

Поставленная цель достигается тем, что в направляющих скольжения, преимущественно прямоугольных или в виде ласточкина хвоста, выполненных с регулируемыми планками, базовые

30 поверхности регулируемых планок и

894232 основания выполнены под углом к горизонтальной плоскости, На Фиг. 1 показаны направляющие скольжения типа ласточкин хвост, общий виду на Фиг. 2 — прямоугольные направляющие скольжения, общий вид.

Направляющие скольжения состоят из подвижного узла 1, основания (салазок) 2, накладных планок 3 и 4, установленных на основании 2 с помощью винтов 5 и эксцентриков 6. Базовые поверхности планок основания

A и Б выполнены наклоннымп к гори-, зонтальной плоскости.

Винт 7 передачи винт-гайка качения установлен на подвижном узле 1,агайка (не показана) установлена на осно- 15 вании 2.

Направляющие работают следующим образом.

Для выборки зазоров в направляющих подвижного узла 1 и основания,"ф

2 (фиг. 1) ослабляют затяжку винтов 5 и перемещают планки 3 и 4 по наклонным базовым поверхностям A и Б основания 2 с помощью эксцентриков 6 до сопряжения их трущихся поверхностей с горизонтальными и боковыми направляющими подвижного узла 1. После проверки равномерности зазоров между направляющими подвижного узла

1 и сопрягаемыми поверхностями про- З изводят затяжку винтов 5, для которых предусмотрены в планках отверстия с зазором. Регулирование зазоров в прямоугольных направляющих производят аналогичным образом. Подвижные планки 3 и 4 перемещают по наклонным поверхностям A и Б корпуса 1 до полной выборки зазоров в вертикальных и горизонтальных плоскостях.

Угол наклона базовых поверхностей

А и Б по отношению к горизонтальной плоскости должен быть таким, чтобы он обеспечивал в процессе регулирования равномерность зазоров между горизонтальными и вертикальными (боковыми) поверхностями скольжения направляющих, Наиболее оптимальный угол наклона базовых поверхностей A и Б по отношению к горизонтальной плоскости должен быть в пределах 25-30, он зависит от удельных давлений на направляющих и физических свойств материала.

Расположение базовых направляющих с планками и основания под углом к горизонтальной плоскости обеспечивает. возможность выборки зазоров как в горизонтальных, так и в вертикальных (наклонных) плоскостях без смещения подвижного узла относительно основания и беэ Изгиба одного иэ элементов привода подачи. Это увеличивает долговечность и ремонтопригодность как направляющих, так и элементов привода (передачи винт-гайка качения). формула изобретения

Направляющие скольжения, содержащие каретку, основание и накладные планки с выполненными на них базовыми поверхностями, о т л и ч а ю щ и ес я тем, что, с целью повышения долговечности и ремонтопригодности, базовые поверхности планок и основания выполнены под углом к горизонтальной плоскости.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Решетов Д.Н. Детали машин. М., 1964, с. 671-673 (прототип) 894232

Составитель ф.Моисеева

ТехРед М. Тепер

Корректор В, Бутяга

Редактор И. Тыкей

Тираж 863

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 11426/55

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4