Подшипник качения с твердой смазкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социаяистичесиик республии
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительно к авт. свид-ву (22)Заявлено 02.11.79 (21) 2834568/25-27 (51)М. Кл.
F 16 С 33/66 с присоеринением заявки М (23) П риоритет
9еудврвтивай кемитет ьФФР
N делам взвбрвтвввв и вткрытв1 (53) УДК 621.822..6 (088.8) Опубликовано 30.1281. Бюллетень Ют 48
Дата опубликования описания 30.1 81 (72) Авторы изобретения
P.é.ôèøìàH, Ю.Н.Дроздов, В.Г.Павлов, В.И.йэпко--- —------и P.8.Êîðoñòàøåâñêèé
>"
Ъ .> \ ° >
,>> ",>> > >>» 1>0- с
ТЕХНИЧЕСКАЯ .:-ВИВМИМ4 (7l ) Заявитель (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ С ТВЕРДОЙ СМАЗКОЙ
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности подшипникам качения, и может быть применено в узлах где недопустимо использование, жидких или пластичных смазок..
Известен подшипник качения с твер5 дой смазкой, содержащий кольца с дорожками качения и сепаратор с гнездами для тел качения, разделенными перемычками (1 1.
Недостатком известного подшипника является то, что перенесение смазки в контакт шариков с кольцами и сложность ее удаления приводит,в итоге, к разрушению перемычек сепаратора и
15 заклиниванию подшипника как в результате нарушения сепарации шариков, так и в результате устранения радиального зазора при скоплении избыточного количества смазки на дорожках качения. Кроме того, образование и выход иэ зоны трения большого количества твердосмазочного материала приводит к загрязнению подшипникового узла и прилегающих к нему поверхностей.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности работы подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что подшипник качения с твердой смазкой, содержащий кольца с дорожками качения и сепаратор с гнездами для тел качения, разделенными перемычками, снабжен вставками иэ магнитомягкого материала и магнитами, причем на каждом из колец подшипника со стороны нерабочей цилиндрической поверхности выполнена канавка, в которой размещена одна из вставок, а магниты встроены в перемычки сепаратора, что смазка содержит 5-204 ферромагнетика, при этом полюса магнитов выполнены с радиусом кривизны меньшим, чем радиус тела качения. Кроме того, кольца и сепаратор выполнены из немагнитного металла.
8942
На фиг. 1 изображен подшипник, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Подшипник состоит из внутреннего кольца 1 с покрытием направляющих бортиков твердой смазкой и наружного кольца 2, выполненных иэ подшипниковой немагнитной стали, в канавках которых размещены вставки 3 и 4 из магнитомягкого материала и шариков 5 10 из магнитного материала. Борта сепаратора, состоящего из двух полусепараторов 6, соединенных заклепками 7,,также покрыты твердой смазкой. В перемычках расположены магниты 8 с ограничителями 9 и 10 иэ магнитного материала, обоаэующие карман, в которых расположена смазка с ферромагнитным наполнителем 11.
Подшипник работает следующим об- 2о разом.
При перемещении одного из колец, например, внутреннего 1 относительно наружного 2, сепаратор вместе с магнитами 8 также движется, при: этом маг-25 нитоактивная смазка 11 расположенная вдоль силовых линий поля, перемещается вдоль дорожек качения, смазывая их за счет адгезионных свойств твердой смаз-. ки, например, дисульфида молибдена. - 30
Геометрия тел выбрана таким образом, что кривизна полюсов магнитов меньше кривизны дорожек качения колец и шариков. Зв счет этого смазка постоянно стремится удерживаться на по,люсах магнитов и устраняется воэмож,ность заклинивания. При уменьшении
;взаимного притяжения колец и шариков, а также для предотвращения усиленного прилипания смазки .к подшипниковым 40 кольцам, они выполнены иэ немагнитного материала. Иагнитный поток замыкается частично через шарики 5 и частично через вставки 3 и 4, что благоприятно сказывается на работоспо- 4> собности устройства, так как смазывается не только кольца, но и шарики, t
34 которые в свою очередь переносят смаз. ку в контакт с сепаратором. В случае возникновения достаточно толстого слоя смазки, она отслаивается и захватывается ближайшим магнитом, который убирает ее с дорожки качения кольца, при этом смазка не удаляется из объема подшипника, а используется многократно.
Предлагаемый подшипник качения долговечен в работе без снижения его грузоподъемности за счет постоянного удержания смазки в объеме подшипйика и более рационального (многократного) использования ее запаса, Формула изобретения
1. Подшипник качения с твердой смазкой, содержащий кольца с дорож,ками качения и сепаратор с гнездами для тел качения, разделенными перемычками, отличающийся ,тем, что, с целью повышения надежности и долговечности его работы, он снабжен вставками из магнитомягкого материала и магнитами, причем на каждом из колец подшипника со стороны нерабочей цилиндрической поверхности выполнена канавка, в которой размещена одна из вставок, а магниты встроены в перемычки сепаратора.
2. Подшипник по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что смазка содержит 5-203 ферромагнетика
3. Подшипник по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что полюса магнитов выполнены с радиусом кривизны меньшим, чем радиус тела качения.
4. Подшипник по пп. 1, 2 и 3, о тл и ч а ю шийся тем, что кольца и сепаратор выполнены из немагнитного металла.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.. Спицын Н.А. Самосмаэывающиеся подшипники. М., Машиностроение, 1970, с.35.
894234
lpgjg f
A-A
Составитель В.Хохлов редактор И.Тыкей Техред g. Тепер Корректор B. Бутяга
Закаэ 11426/55 Тираж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3-35, Рауаская наб., д. 4/5
«ЮЮ» Ю
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. ПРоектная,4