Клиновое тормозное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социвпистичеснии

Респубпин " 894250 (6 I ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 020479 (21) 2744833/25 27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (5ll )M. Кл.

F 16 0 49/00

7ваударстнвнный квинтет нв делам нзайретвннй и вткрытн6

Опубликовано 30.1281 Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 30.1281 (53) УДК62-592 (088.8) В.П. Горенышев, Ю.ф. Братанчук, Б.М. Шад и О.В. Вейтцель (72) Авторы изобретения (54) КЛИНОВОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении, вагоностроительной, электроаппаратостроительной и др. областях, где необходимы для торможения компактные и эффективные тормозные устройства.

Известно клиновое тормозное устройство, содержащее тормозной барабан с кольцевыми трапецеидальными канавками на рабочей поверхности, а также связанную с приводом, по крайней мере, одну тормозную колодку с ответной рабочей поверхности барабана фрикционной поверхностью (1 j.

Недостатком известного устройства является то, что при торможении контактируют только боковые грани (стороны) тормозной колодки и барабана, поскольку для нормальной работы ее контакт возможен только с боковыми сторонами кольцевых трапецеидальных канавок барабана, а дно их, т.е. цилиндрическая часть,малое основание

2 трапеции) с тормозной колодкой не контактирует.

Цель изобретения - повышение эф-фективности торможения.

Поставленная цель достигается тем, что в клиновом тормозном устройстве, содержащем тормозной барабан с кольцевыми трапецеидальными канавками на рабочей боковой поверхности, а также связанную с приводом, по крзйней мере, одну тормозную колодку с ответной рабочей поверхсности барабана фрикционной поверхностью, тормозной барабан выполнен составным в виде двух подпружиненных друг от35 носительно друга дисков и расположенного между ними цилиндрического кольца, при этом трапецеидальные канавки ма рабочей поверхности барабана образованы торцовыми поверхностями

И упомянутых дисков, обращенными друг к другу и наружной боковой поверхностью цилиндрического кольца, диски установлены с возможностью осевого

894250 перемещения, а тормозная колодка установлена с возможностью последовательного и одновременного взаимодействия рабочей фрикционной поверхностью с торцовыми поверхностями дисков и боковой поверхностью цилиндрического кольца.

На фиг. 1 приведено клиновое тормозное устройство, сечение; на фиг.2взаимодействие тормозной колодки с барабаном в начальной стадии торможения; на фиг. 3 — взаимодействие тормозной колодки с барабаном при полном торможении.

Устройство содержит тормозной барабан, состоящий из цилиндрического кольца 1 и дисков 2 и 3, подпружиненных друг к другу пружинами 4.

Барабан установлен на валу 5 так, что диски 2 и 3 имеют возможность осевого перемещения. Устройство содержит также тормозную колодку 6.

Кольцевая трапецеидальная канавка 7 барабана образована гранями 8 и 9 дисков 2 и 3, а также боковой поверхностью 10 цилиндрического кольца 1. Колодка 6 имеет ответную рабочую поверхность и перемещается в направлении к тормозному барабану рычагом 11. При торможении усилие от рычага l1 передается на,тормозную колодку 6, которая рабочей поверхностью касается боковых граней

8 и 9 дисков 2 и 3 и производит плавное торможение в результате разложения усилия Р на составляющие Й и . N g, направленные перепендикулярно поверхностям торможения.

При дальнейшем перемещении тормозной колодки 6 усилия Р растут, составляющие N и М преодолевают встречные усилия, создаваемые упругими элементами 4, тормозной момент возрастает, диски 2 и 3 раздвигаются и возникает контакт тормозной колодки 6 с рабочей поверхностью 10 цилиндрического кольца 1, в результате чего тормозной момент возрастает еще больше и резко уменьшает скорость вращения вала 5 или останавливает его совсем.

15 о

25 зо

4

Таким образом, предлагаемое усройство обеспечивает высокий тормозной эффект, как за счет того, что при торможении работают все поверхности трапецеидальных кольцевых канавок, так и за счет самоустановки клиновых тормозных колодок в оптимальное положение.

Кроме того надежность работы устройства повышается и благодаря тому,что при любом износе Фрикционной поверхности не пропадает контакт

I клиновых тормозных колодок как с боковыми сторонами трапецеидальной кольцевой канавки, так и с цилиндрической ее частью, т.е. .дном кольцевой канавки.

Формула изобретения

Клиновое тормозное устройство, содержащее тормозной барабан с кольцевыми трапецеидальными канавками на рабочей боковой поверхности, а также связанную с приводом, по крайней мере, одну тормозную колод! ку с ответной рабочей поверхности барабана фрикционной поверхностью, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения, тормозной барабан выполнен составным в виде двух подпружиненных друг относительно друга дисков и расположенного. между ними цилиндри— ческого кольца, при этом трапецеидальные канавами на рабочей поверхности барабана образованы торцовыми поверхностями упомянутых дисков, обращенными друг к другу и наружной боковой поверхностью цилиндрического кольца, диски установлены с возможностью осевого перемещения, а тормозная колодка установлена с возможностью последовательного и одновременнога:. взаимодействия рабочей фрикционной поверхностью с торцовыми поверхносятми дисков и наружной боковой поверхностью цилиндрического кольца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кожевников С.Н. Механизмы.М., "Машиностроение", 1976, с. 372, фиг. 5.88 (прототип).

Составитель Е. Ихматова

Редактор И. Тыкей Техред N. Tenep Корректор В. Бутяга

Заказ 11427/55 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4