Автоматическая муфта-тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистически к

Республик

255 (6i ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.05.80 (21) 2930919/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

7/02

3/14

Государственный комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.12.81. Бюллетень №48

Дата опубликования описания 30.12.81

-592.

88.8) (72) Авторы изобретения

В. Г. Иванов, В. Н. Котеленец и А. Н. Жуков

ВИ1ЛКЕ 1 Р(4, В

«Р и технологический и нститут «Гипроспецлегконструкция» (71) Заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ МУФТА-ТОРМОЗ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автоматическим муфтамтормозам.

Известна кулачковая муфта с автоматическим колодочным тормозом, содержащая ведущую и ведомую часть муфты, установленная в корпусе. На конце ведущего вала укреплен диск с выступами, а конец ведомого вала выполнен прямоугольным и на него насажены сегментные тормозные колодки.

При вращении ведущего вала его выступы, скользя по наклонным плоскостям тормозных колодок, сближают их, что дает возможность свободному вращению муфты.

При прекращении вращения ведущего вала и продолжении вращения ведомого вала, тормозные колодки раздвигаются и прижимаются к неподвижному корпусу (1) .

Недостатком известной конструкции муфты является невозможность обеспечения автоматического торможения муфты, так как сегментные тормозные колодки своими наклонными плоскостями заклиниваются относительно выступов ведущего вала.

Известна также автоматическая муфтатормоз, содержащая корпус, ведомую полумуфту, ведущую полумуфту, соединенную с механизмом отжима подпружиненных тормозных колодок, взаимодействующих с внутренней поверхностью корпуса, механизм отжима выполнен в виде шатунов, а тормозные колодки снабжены хвостовиками, установленными в пазу ведомой полумуфты и шарнирно соединенными с шатунами.

При подъеме груза шатуны, преодолевая сопротивления пружин, оттягивают колодки, в результате чего происходит свободное вращение обеих полумуфт. Когда вращение приводного вала прекращается, колодки под действием пружин прижимаются к корпусу и происходит затормаживание (2).

Недостатком известной автоматической муфты является сложность конструкции.

Цель изобретения — упрощение конструкции и обеспечение передачи крутящего момента ведущей полумуфтой в обе стороны.

Поставленная цель достигается тем, что автоматическая муфта-тормоз, содержащая корпус, в котором размещены ведущий и ведомый элементы муфты, подпружиненные

20 тормозные колодки и механизм их отжима в виде размыкающего элемента и тяг, связанных с тормозными колодками, причем размыкающий элемент выполнен в виде пря894255 моугольного выступа на торце ведущего элемента, а тяги закреплены на тормозных колодках и выполнены с пазами, охватывающими прямоугольный выступ с зазором.

На фиг. 1 представлена муфта, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. I.

Автоматическая муфта-тормоз содержит корпус 1, ведомый элемент 2, ведущий элемент 3, жестко соединенный с механизмом 1в отжима тормозных колодок 4 и 5, на конце ведущего элемента выполнен призматический выступ 6. В пазу ведомой полумуфты 2 на ведомом элементе расположены хвостовики 7 и 8, выполненные прямоугольной формы и соединенные винтами 9, соответственно с кронштейнами 10 и ll, на которых закреплены тормозные колодки 4 и 5, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса 1 при помощи пружин сжатия 12 и 13. Хвостовики 7 и 8 с кронштейнами 10 и 11 ограничены от горизонтального смещения планками 14 и 15, прикрепленными винтами 16 к элементу 2. На конце хвостовиков 7 и 8 имеются вырезы 7 и 8, а выступ 6 расположен в пазах 17 и 18 с зазором б, достаточным для отжима тормозных колодок 4 и 5, при этом нижняя 19 и верхняя 20 поверхность выступа 6 взаимодействует с соответствующей поверхностью выреза 17 и 18 каждого хвостовика 7 и 8.

Муфта-тормоз работает следующим образом.

При передаче крутящего момента от электродвигателя (не показан) ведущему элементу 3, происходит поворот выступа 6.

При этом нижняя его поверхность 19 взаимодействует с нижней поверхностью паза 17 хвостовика 7, а верхняя поверхность 20 выступа 6 взаимодействует с верхней поверхностью паза 18 хвостовика 8, что приводит к сближению концов хвостовиков 7 и 8 к оси муфты, сжатию пружин 12 и 13 и отводу тормозных колодок 4 и 5 от внутренней поверхности корпуса 1 на определенную величину. При дальнейшем вращении полумуфты 3 с выступом 6 посредством хвостовиков 7 и 8, расположенных в пазу ведомой полумуфты 2, происходит вращение последней вместе с тормозными колодками4и5.

При включении электродвигателя пружины 12 и 13 возвращают тормозные колодки 4 и 5 в исходное положение, тем самым затормаживая муфту.

П рименение предл агаемой муфты-тормоза позволяет обеспечить передачу крутящего момент в обе стороны, т. е. при подъеме, опускании груза и обеспечить надежное затормаживание при выключенном электродвигателе.

Формула изобретения

Автоматическая муфта-тормоз, содержащая корпус, в котором размещены ведущий и ведомый элементы муфты, подпружиненные тормозные колодки и механизм их отжима в виде размыкающего элемента и тяг, связанных с тормозными колодками, отличаюи аяся тем, что, с целью упрощения конструкции, размыкающий элемент выполнен в виде прямоугольного выступа на торце ведущего элемента, а тяги закреплены на тормозных колодках и выполнены с пазами, охватывающими прямоугольный выступ с зазором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 103843, кл. F 16 D 67/02, 1954.

2. Авторское свидетельство СССР № 167983, кл. F 16 D 13/14, 1965 (прототип) .

1C

Put.2

Составитель Е. Токмакова

Редактор И. Тыкей Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ ) 1428/56 Тираж !009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филнал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4