Инерционный вариатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

В. К. Князев (71 I Заявитель (54) ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в коробках скоростей транспортных средст в.

Известен инерционный вариатор, содержащий корпус, смонтированные в нем ведущий и ведомый валы, связанную с ведомым валом обойму с профилированной поверхностью, шарнирно соединенные с ведущим валом рычаги и ролики, взаимодействующие с профилированной поверхностью обойм (1 1.

Известный вариатор трансформирует крутящий момент на ведомом валу беэ использования муфт свободного хода, однако эффект трансформирования становится заметным только при редуциро.вании скорости вращения ведущего вала в 100 и более раз, что объясняется конструктивными особенностями вариато ра, в частности, тем, что масса, создающая инерцию, сосредоточена преимущественно в роликах.

Цель изобретения — расширение технологическихи х воэможностей вари ат ор а.

Указанная цель достигается тем, что ролики шарнирно связаны с ведомым валом и установлены перпендикулярно

oc«et.o вращения, а профилированная поверхность выполнена на торце обоймы.

На чертеже представлен вариатор.

Инерционный вариатор содержит корпус 1, смонтированные в нем ведущий

2 и ведомый 3 валы, связанную с ведомым валом 3 обойму 4 с профилированной поверхностью 5, шарнирно соединенные с ведущим валом 2 рычаги 6 и 7 и ролики 8 и 9, взаимодействующие с профилированной поверхностью. g обоймы 4.

Обойма 4 установлена на ведомом валу 3 с возможностью перемещения

20 вдоль его оси и шарнирно связана с рычагами 6 и 7 которые, в свою очередь, шарнирно связаны с ведущим валом 2 тягами 10 и 11 и выполнены таким обформула изобретения

3 8 разом, что основная их масса сосредоточена на концах, противоположных месту шарнирной связи с ведомым валом 3.

Ролики 8 и 9 шарнирно связаны с ведомым валом 3 и установлены перпен дикулярно оси его вращ.ния, а профилированная поверхность 5 выполнена на торце обоймы 4.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 2 рычаги 6 и 7 расходятся, обойма 4 давит профилированной поверхностью 5 на ролики 8 и 9 и, если передаваемый момент не очень большой, ведомый вал 3 получает движение с такой же скоростью, что и ведущий вал 2. При увеличении нагрузки на ведомом валу 3 появляется движение ведущего вала 2 относительно ведомого 3 и обоймы 4 относительно роликов 8 и 9. Это приC водит к радиальному возвратно-поступательному движению рычагов 6 и 7. В результате этого, кроме центробежных сил инерции, появляются другие силы инерции: силы Кориолиса. Они действуют в направлении движения ведущего вала 2 при движении рычагов 6 и 7 к центру вращения и в обратном направлении при движении этих рычагов от центра. Силы инерции воспринимаются как давление на ролйки 8 и 9 через профилированную поверхность 5 и далее передаются на ведомый вал 3. В силу формы профилированной поверхности 5 (она имеет гребни и впадины), при расхождении рычагов 6 и 7 давление от сил Кориолиса на ролики 8 и 9 отсутствуют. Таким образом, профилированная поверхность 5 переает движение толькс1 в одну сторону и заменяет муфту свободного хода. Силы Кориолиса

94286

4 при расхождении рычагов 6 и 7 уравновешиваются другими силами инерции, возникающими вследствие замедления движения ведущего вала 2. В отличие от центробежной силы, величина силы

Кориолиса зависит не только от скорости ведущего вала, но и от скорости ведомого. Это объясняется тем, что от скорости ведомого вала эави>о сит скорость роликов 8 и 9 относительно обоймы 4, а, значит, и радиальная скорость рычагов 6 и 7. Чем меньше скорость ведомого вала З,тем больше силы Кориолиса, тем больше момент на ведомом валу 3.

Предлагаемый вариатор надежен в работе, достаточно прост в изготовлении и сборке и обеспечивает передачу вращения с большим, чем известный, передато 4HblH

Инерционный вариатор, содержащий корпус, смонтированные в нем ведущий и ведомый валы, связанную с ведолщм валом обойму с профилированной поверхностью, шарнирно соединенные с ведущим валом рычаги и ролики, взаимодейзо ст вующие с профилированной поверхностью обоймы, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью расширения технологических воэможностей, ролики шарнирно связаны с ведомым валом и установлены перпендикулярно оси его вразs щения, а профилированная поверхност ь выполнена на торце обоймы, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1; Авторское свидетел ь ст во С С С Р

11 60505 I, кл. F 16 Н 33/32, 1978 (прототип), ВНИИПИ Заказ 11429/57

Тираж 1009 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4