Составное зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
.\
О. В. Берестнев, В. ll. Басинюк, И. И. Янков, ."
В.К. Дубовский и А.А. Сверчков
1
Институт проблем надежности и долговечносЪ - ---- .,, машин AH белорусской ССР (7й) Авторы изобретеиия (71) Заявитель (S4) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Известно составное зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу, взаимодействующие между собой посредством роликов, на участках ступицы между роликами выполнены прорези, равно" мерно расположенные по окружности j1), Недостатком данного колеса явля15 ется невысокая точность и долговечность косозубых колес из-за различной деформации лепестков на торце- сту пицы °
Ij
Цель изобретения - повышение точности и долговечности составных косозубых колес, а также понижение их виброактивности.
Для достижения указанной цели прорези в ступице расположены в направлении. хорд, обрузающих одинаковые уг лы с касательными к наружной поверхности ступицы.
На фиг. 1 изображена конструкция составного косозубого зубчатого колеса, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - схема перемещений зубчатого венца, ролика и демпфирующего элемента ступицы.
Составное зубчатое колесо состоит из ступицы 1, зубчатого венца 2, взаимодействующих между собой посредством цельнометаллических роликов 3, расположенных под углом к оси колеса, причем ось каждого последующего ролика расположена зеркально оси предыдущего. В ступице выполнены прорези 4, расположенные между посадочным отверстием в ней и роликами, причем одинаково направлены по хорде. От выпадания ролики удерживаются шайбами 5 и болтами 6.
Устройство работает следующим образом.
При передаче крутящего момента про. исходит упругая деформация демпфирующего элемента ступицы 1, представляю894288
Формула изобретения
1ввго собой консольную упругую балку,> образованную прорезью 4 в ступице 1 . и ступицей. В результате обеспечивается самоустановка зубчатого венца 2 составного колеса по отношению к сопрягаемому зубчатому колесу, чем улучааются показатели контакта сопрягаемюх зубьев в зацеплении, значительно снижается коэффициент концентрации нагрузки в зацеплении. Благодаря нак- 1в лону роликов 3 под углом к оси колеса, а также чередованию в зеркальной последовательности осей самих роликов 3 по отношению друг к другу, возникающее в зацеплении осевое усилие ts через ролики 3 частично воспринимается ступицей 1 колеса и снижает величи-. ну усилий на крепежных шайбах 5 роликов, ° 20
Под действием возникающих в зацеплении динамических нагрузок происходит упругая деформация демпфирующих элементов ступицы 1, что обеспечивает возможность некоторого поворота венца
2 относительно ступицы 1 (фиг. 3,, пунк тиром указаны перемещения элементов составного зубчатого колеса) этим обеспечиваются высокие виброизолирующие и демпфирующие свойства соединения предлагаемой конструкции.
Упругая связь венца и ступицы позволяет значительно снизить также влияние высокочастотных вибраций, возникающих при работе зубчатого колеса, на другие элементы механизма. Наличие зазора между ступицей и зубчатым венцом, а также прямолинейный характер прорезей способствуют технологичности . изготовления составного зубчатого колеса.
Составное зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу, взаимодействующие между собой посредством роликов, на участках ступицы между роликами выполнены прорези, равномерно расположенные пс окружности, о т ли чающееся тем, что, сцелью повышения точности и долговечности косозубых колес, прорези в ступице расположены внаправлении хорд,,образующих одинаковые углы с касательными к наружной поверхности ступицы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторское свидетельство СССР по заявке и 2800911/25-28, кл. F 16 Н 55/ 14, 1979 (прототип).
894288
А-А фиг.2 фиг.5
Сост авител ь А. Мат вее в
Техред A. Дч Корректор Н. Стец
Редактор И. Тыкей филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 11429/57 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5