Узел торцевого трения к испытательному стенду
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республин
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 100180 (21) 2868392/25-27 (51)М. КЛ с присоединением заявки N9 (233 Приоритет
6 01 М 13/04
Государственный комнтет
СССР по деаам нзобретеннй н открытнй
Опубликовано 30.1281. Бюллетень Н9 48
Дата опубликования описания 30.1281 (53) УДК 531 . 781 (088.8) (72) Авторы изобретения
М.Б. Рубин, В А. Синицкий, В ° И. Ру
Н.К. Лошинская и В.М. Зиновьев (71) Заявитель (54 ) УЗЕЛ ТОРЦОВОГО ТРЕНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНОМУ
СТЕНДУ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследованиях, связанных с разработками металлопластмассовых под" шипников
Известен узел трения лабораторной машины трения торцового типа.
Укаэанный узел трения содержит вращающийся диск с торцовой поверхностью трения и контактирующий с ним, закрепленный в зажимном патроне вращающийся элемент трения (1).
При работе этого узла в испытательной машине может быть определена только общая нагрузка, прилагаемая к элементу трения, однако определить распределение давлений на поверхности трения между участками двух различных материалов в этом узле трения невозможно.
Знание давлений на разнородных участках поверхности трения необходимо для определений допустимых режимов эксплуатации деталей, обос:нованного выбора состава материала вставок для заданных условий эксплуатации и более полного изучения свойства существующих композиций.
Таким образом в результате испытаний объем информации оказывается недостаточным, а цикл экспериментальных исследований, направленных на изучение существующих или разра5 ботку новых антифрикционных композиций, удлиняется.
Цель изобретения — увеличение объема информации, получаемой в результате испытаний на трение и износ ускорение цикла экспериментальных исследований направленных на изучени существующих или разработку новых антифрикционных -композиций путем контроля распределения давлений меж15 ду участками несущего и смазывающего материалов.
Поставленная цеЛь достигается тем, что в известном узле трения
20 невращающийся элемент трения выполнен составным в виде стакана с установленным внутри него подвижным в осевом направлении сердечником, между данными частями которых размещены
25 датчик силы, при этом торцовая контактирующая поверхность составного элемента трения образована его обеим деталями.
Кроме того, сердечник и стакан
30 элемента трения входят в зацепление
894403 чередующимися выступами и нпадинами на торцовой поверхности трения.
Детали, образующие торцовую композитную поверхность трения неподвижного элемента имеют в рабочей части выступы и пазы. Они сочленяются таким образом, что выступы одной детали входят в пазы между выступами второй детали.
Благодаря такому исполнению неподвижного элемента трения испытательная нагрузка прилагается к одной из деталей и передается другой детали через датчик силы. В процессе испытаний оказывается возможным регистрировать как общую нагрузку, прилегаемую к элементам трения, так и нагрузку, 15 которая приходится на участки одного из составляющих композицию материалов. Следовательно, выясняется распределение давлений между участками двух материалов, чередующихся на композитной поверхности трения.
На фиг.1 показан узел трения, включающий подвижный и неподвижный элементы. разрез, на фиг.2 — деталь из несущего материала, выполненная в виде стакана с выступами, на фиг.3 — деталь из смазывающего материала, выполненная н виде стержня с выступами.
На шпиндель 1 (фиг.1) испытательной машины трения:нанинчен патрон
2. В патрон 2 вставлен подвижный элемент 3 трения, представляющий собой втулку с поверхностью трения на торце. Патрон и элемент трения связаны между собой а помощью шпонки 4. B контакте с подвижным элементом трения находится неподнижный элемент трения, выполненный из двух деталей. Одна из деталей представляет собой стакан 5 из несущего ма- 4О териала (фиг.1 и 2) с выступами б (фиг.2), торцы которых являются поверхностями трения. В стакан вставлен по подвижной посадке сердечник
7 из смазывающего материала (фиг.1 и 3) . Стержень имеет выступы 8, входящие в пазы между выступами б стакана 5. На противоположном торце сердечника 7 закреплен шарик 9, который УпиРается в датчик 10 силы,например, емкостного или магнитоупругого типа. Последний, в свою очередь, упирается в шарик 11,закрепленный в стакане 5. Датчик силы вставлен в.пазовое отверстие 12 стакана 5., От датчика силы отходит коаксиальный вывод 13, соединяющийся с электронным . От привода испытательной машины, через шпиндель 1 м патрон 2 движение сообщается втул;ке 3. В контакте с торцовой поверхностью втулки 3 находятся торцовые участки выступов б стакана 5 и выступы 8 сердечника 7. Давление в этом контакте создается нагрузочным устройством испытательной машины.
Усилие P (показано стрелкой на фиг.1 и контактируется с помощью измерительных средств машин) через патрон
14 передается стакану 5. Часть силы через шарик 11, датчик 10 и шарик 9 передается стержню 7. Указанная часть общей силы P создает давление в контакте выступов 8 сердечника 7 с поверхностью втулки 3. По этой величине, контролируемой с помощью датчика 10, вычисляется давление в контакте элемента трения из смазывающего материала с поверхностью трения втулки 3. Эта же величина и значение общего усилия P позволяет вычислить давление н контакте элемента трения из несущего материала (стакан 5) с поверхностью трения втулки 3.
Предлагаемая конструкция узла трения испытательной машины дает возможность в процессе испытаний образцов на износ определять распределение давлений между участками несущего и смазывающего материалов композитной поверхности трения, а за счет этого — ускорить исследование и разработку антифрикционных композиций, получающих все большее распространение в машиностроении.
Формула изобретения
1. Узел торцового трения к испытательному стенду, содержащий установленную во нращающемся зажимном патроне втулку с торцовой поверхностью трения, а также контактирующий с ней ненращающийся элемент трения, отличающийся тем,что,с целью контроля распределения давлений поповерхности трения,ненращающийся элемент трения ныполнен составным н ниде стакана с установленным внутри него подвижным в осевом направлении сердечником, между донными частями которых размещен датчик силы, при этом торцовая контактирующая поверхность составного элемента трения образована его обеими частями.
2. Узел по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что сердечник и стакан элемента трения выполнены с чередующимися выступами и пазами на торцовой поверхности трения, входящими между собой в зацепление.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Каверзин С.В., Тайер Э.Ф. Машина трения торцового типа. — Труды
Красноярского политехнического института. Машиностроение, 1972, 9 б, с. 88-92 (прототип).
894403 риз Г
Составитель В.Моисеева
Редактор М.Янович Техред А. Бабинец Корректор 7 Л- ятко
Заказ 11467/63 Тираж 910 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и-открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4