Датчик диэлькометрического влагомера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Соеетских
Социалистических
Республик (11)894526
К АВТОРСКОМУ СВИ ИПЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 060280 (21) 2878921/18-25 с присоединением заявки Hо(51)М. Кл
G N 27/22
Государственный квинтет
СССР по делам изобретеннй и открытнй (23) Г3риоритетОпубликовано 30.1281.бюллетень Н9 48
Дата опубликования описания 30.12.81 (53) УДК 620. 171.33 (088.8) (72) Авторы изобретения
А.Ф. Кугаевский и A Á. Лукашенок
I (I
Рижский краснознаменный институт инженеров авиации им. Ленинского комсомола
А19 й» (71) Заявитель гражданской (54 ) ДАТЧИК ДИЭЛЬКОМЕТРИЧЕСКОГО ВЛАГОМЕРА
Изобретение относится к электроизмерительной технике, предназначено для определения концентраций растворов диэлектрических жидкостей и может быть использовано во влагомерах систем контроля степени обводненности авиационных топлив °
Известен датчик принцип работы которого основан на использовании зависимости диэлектрической проницаемости контролируемой жидкости от количества содержащейся в ней воды, имеющий коаксиальную систему рабочих электродов (1).
Из-за конструктивных особенностей этот датчик не обеспечивает достаточно высокую чувствительность и точность измерения малых влагосодержаний.
Наиболее близким к предлагаемому является датчик диэлькометрического влагомера контроля степени обводненностн авиационных топлив, который включает в себя цилиндрический емкостный датчик в цилиндрическом электропроводном корпусе и электростатический сепаратор, которые совмещены и выполнены в виде четырех параллельных симметрично расположенных полых цилиндрических электродов, образующих две перекрещивающихся емкости, подключенных попарно-проти5 воположно к разным зажимам источника высокого напряжения, и на выходекоаксиальную систему из двух электродов в виде полых цилиндров (2).
Основными недостатками этого датчика являются большая погрешность за счет инерционности измерительного процесса ввиду практической невозможности мгновенного взаимодействия электрического поля с каплями, так как процесс электростатического сепарирования носит периодический характер, чередуясь с паузами протекания через датчик контро2О лируемого потока авиатоплива в исходном состоянии, а также необходимость принятия по названной причине специальных мер для электрической развязки цепей импульсного
25 источника высокого напряжения и измерительной схемы, что приводит к усложнению в целом диэлькометрического влагомера, влечет к дополни тельным погрешностям и к снижению надежности его работы.
894526
Цель изобретения - повышение чувствительности и точности измерения микровлагосодержаний.
Поставленная цель достигается тем, что датчик диэлькометрического влагомера, содержащий на входе электростатический сепаратор, состоящий из четырех параллельных симметрично расположенных электродов, подключенных попарно-противоположно к разным зажимам источника высокого напряжения, и на выходе — коаксиальную систему из двух электродов в виде полых цилиндров, а также цилиндрический электропронодный корпус снабжен двумя измерительными каналами, один из которых — эталонный, образован 15 корпусом и внешним электродом коаксиальной системы, а другой — обводненный и образован электродами коаксиальной системы, причем электроды электростатического сепаратора 20 выполнены в виде сплошных цилиндров.
На фиг. 1 изображено предложенное устройство, общий вид; на фиг. 2 разрез A-А на фиг. 1.
Датчик диэлькометрического влаго- 25 мера содержит цилиндрический электропронодный корпус 1, внутри которого размещены следующие элементы: на входе — четыре параллельных, симметрично расположенных аналогичных сплошных цилиндрических электрода
2-5, образующих электростатический сепаратор, и на выходе — коаксиальную систему из двух электродов 6 и
7 в виде полых цилиндров емкостного измерительного преобразователя.
Крепление электродов 2-5 и их электрическая изоляция друг от друга, а также от корпуса, осуществляется посредством втулки 8 из диэлектрического материала (например, фтора- 40 пласта, диэлектрическая проницаемость которого близка к диэлектрической проницаемости авиационного топлива) . Для выполнения подобных функций у электродов 6 и 7 служит втулка 45
9 из такого же материала, имеющая, к тому же, н своем поперечном сечении проходные окна, как посередине, так и между корпусом 1 и электродами 6 и 7. Через радиальные каналы во втулке 8 электроды 2-5 подключаются клеммами 10-13 к источнику высокого напряжения, причем противоположно расположенные электроды соединяются с одним из полюсов (зажимов) этого источника. Через радиальные проточки во втулке 9 корпус 1 и электроды
6 и 7 клеммами 14-16 включаются в измерительную схему влагомера, н частности, н колебательный контур его высокочастотного генератора. 60
Кольцевые промежутки между корпусом
1 и электродом 6, а также электродами 6 и 7, образуют два измерительных канала, соответственно, эталонный с электрической рабочей емкостью С 6 и обводненный с электрической рабочей емкостью С67 . Поверхности корпуса и электродов, контактирующие в процессе работы с топливом, имеют гидрофобное покрытие (например, из фторопласта) для исключения образования на них водяных пленок. Все внутренние элементы датчика спрофилированы должным образом, исходя из условия обеспечения ламинарности проходного потока и снижения тем самым его гидродинамического сопротивления.
Корпус датчика заземлен (клемма 14) и имеет боковые фланцы для монтажа непосредственно в заправочную топливную магистраль.
Работа датчика осуществляется следующим образом.
Контролируемый поток авиационного топлина пропускается под напором через датчик снизу вверх.
Так как электроды 2-5 подключены попарно-противоположно к одинаковым зажимам источника высокого напряжения, во входной части датчика, где они расположены„ т.е. в электростатическом сепараторе, создается электрическое поле, обладающее высоким градиентом напряженности, максимальное значение которой имеет место в зазорах между соседними противоположно заряженными электродами. В таком поле капли содержащейся во нзвеаенном состоянии в авиационном топливе эмульсионной воды, обладающие значительными дипольными моментами, испытывают действие электрических сил, пропорциональных градиенту напряженности электрического поля и направленных в сторону возрастания поля.
Под действием этих сил происходит миграция капель воды из центра и пристеночной части корпуса датчика к областям минимальных зазоров между соседними электродами. Тем. самым осуществляется разделение контролируемого потока аниационного топлива на дна тракта — обезноженный, состоящий из двух частей, одна из которых является рабочей и проходит через эталонный измерительный канал, а другая является нерабочей и следует через внутреннюю полость электрода 7, и содержащйй ноду н сконцентрированном виде, протекающий через обводненный измерительный канал.
При этом, периодически находя и сопоставляя диэлектрические проницаемости сред в обводненном и эталонном измерительных каналах, определяющих значения электрических рабочих емкостей С(6 и С6 7, которые оцениваются измерительной схемой диэлькометрического нлагомера путем преобразования их в соответствующие изменения частоты его высокочастотного генератора, измеряется степень обводненности авиационного ! топлива, на значения которой влаго894526
Формула и з обретения
ВИ ИИП1
Тираж мер соответствующим образом предва- рительно тарируется.
Выбранная конструкция электростатического сепаратора, электроды которого выполнены в виде сплошных цилиндров, отличается. высокой эффективностью выделения присутствующей воды, при этом, поскольку в обводненном канале концентрируется вся содержащаяся в потоке авиационного топлива вода, степень которой, учитывая большое соотношение между общим объемом датчика и объемом обводненного измерительного пространства, достаточно высока, чувствительность и точность измерения малых влагосодержаний существенно повышается.
Датчик диэлькометрического влаго- 2О мера, содержащий на входе электростатический сепаратор, состоящий из четырех параллельных симметрично расположенных электродов, подключенных
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4 попарно-противоположно к разным зажимам источника высокого напряжения, и на выходе — коаксиальную систему из двух электродов в виде полых цилиндров, а также цилиндрический электропроводный корпус, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности и точности измерения, оН снабжен двумя измерительными каналами, один из которыхэталонный, образован корпусом и внешним электродом коаксиальной системы, а другой — обводненный и образован электродами коаксиальной системы, причем электроды электростатического сепаратора выполнены в виде сплошных цилиндров.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Заринский В.А., Ерамаков В.И .
Высокочастотный химический анализ.
И., Наука, 1970, с. 72-85.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ð 2602580, кл. G 01 N 27/22, 11.04.78 (прототип)