Источник сейсмических сигналов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ г

<11894636

1

Ф ., К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51)М, Кп.З (22) Заявлено 05. 03. 77 (21) 2460185/18-25 с присоединением заявки йо (23) Приоритет

Опубликовано 301281, Бюллетень М 48

Датаопубликоваиияописания 30.12.81

G 01 Ч 1/02

Государственный комитет

СССР но яеаам изобретений н открытий (53) УДК550.834 (088.8) (22) Авторы изобретения

A.Ñ. Шагинян, A. Г. Асан-Джалалов, В

A.A. Певнев, A.N. Седин и A.Ê. (21) Заявитель

Специальное конструкторское бюро се (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов в грунте при проведении сейсмораэведочных работ, а именно .к конструкциям вибрационных источников с гидравлическим приводом, используемых для поиска нефти и газа.

Известны вибрационные источники сейсмических сигналов, предназначенные для возбуждения в грунте колебаний заданной частоты н амплитуды и применяемые при корреляционном способе сейсморазведки на нефть и на гаэ (1) и (2).

Основной недостаток этих устройств заключается в необходимости спускаподъема источника при переходе от одного места работы к другому,что снижает производительность сейсморазведки.

Из известных вибрационных источников наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является источник сейсмических сигналов вибрационного действия, состоящий из транспортного средства, содержащего ходовую часть и раму возбудителя вибраций с гидравлическим приводом, соединительного устройства и узла внбронзоляции. Цилиндр возбу дителя вибраций выполнен в реактивной массе, а плунжер связан через раму с опорной плитой для передачи последней колебаний в источникЕ, и подъемное устройство соединяет опорную плиту с транспортным сред" ством для подъема плиты с поверхнос-: ти грунта в транспортное положение

10 и прижатия плиты к грунту усилием по крайней мере части масси транспортного средства.

Подъемное устройство служит для подъема опорной плиты при передвиже" нни источника, опускании ее на грунт в рабочем положении, приложения части массы транспортного устройства к опорной плите и состоит из направляющих колонн, устройства виброиэоляции, соединяющего нижние концы ко2О лонн с опорной плитой, подшипниковых узлов, через которые проходят

- колонны, жестко связанные с транспортным средством, гидроцилиндров, соединяющих колонны с транспортным средством для подъема н опускания колонн относительно транспортного средства и устройства синхронизации движения колонн 3).

Конструкция этого источника опре.

З0 деляет следующую последовательность

894636 операций при его работе на профиле: установку источника на точку; опускание опорной плиты и нынешивание транспортного средства; проведение сеанса развертки (посылки н грунт колебаний); подъем опорной плиты н транспортное положение; перемещение на новую точку.

По опыту эксплуатации рассматриваемых вибрационных источников минимальное время между воздействиями на соседних точках составляет 2224 с, из них продолжительность развертки 8-12 с, переезд 5-8 с, а опускание и подъем плиты — около б с.

Таким образом, около 25Ъ рабочего времени уходит на операции подъема и опускания плиты.

Другие недостатки источника значительная сложность конструкции .подъемного устройства, склонность к опрокидыванию при рабоче на склонах при вЫвешенной транспортной базе, невозможность осуществления посылки в грунт колебаний при перемещении источника.

Цель изобретения — повышение производительности источника.

Поставленная цель достигается нсклкгчвиием операций подъема и опускания источника эа счет того, что ходовая часть выполнена s виде полозьев, к которым через соединительное устройство жестко прикреплен воэбудмтель вибрации, а узел виброизоляции смонтирован между ходовой частью и рамой транспортного средства.

На фиг.1 схеглатически изображен

»»рвдлагаемый источник, вид сбоку; на фи» . 2 - то же, вид сзади.

Источник состоит из транспортного . средства 1, представляющего собой закрытый кузов 2, закрепленный на раме 3, и ходовую часть 4, выполненнуЭ в виде полозьев. На раме 3 траисиортиого средства установлен блок 5 гидравлического питания, рас»»ределительный коллектор б с гидроаипаратурой. Возбудитель 7 вибраций состоит из реактивной массы 8, в который выполнен цилиндр и гидроусилитель 9. В цилиндре установлен поршень 10 с двумя штоками, которые выходят из реактивной массы. Поршень 10, через соединительное устройство 11 жестко связаи с ходовой частью 4. узел виброиэоляции состоит из пневмоопор 12, ихняя часть которых закреплена на хсМавой части 4, а верхняя - на раме 3. Для предотвращения перемещения рамы 3 кузова относительно ходовой части 4 в горизонтальной плоскости между соединительным устройством 11 и рамой установлены стабилизирующие элементы 13, а между рамой 3 и ходовой частью 4 — стабилизирующие элементы 14. Крепление стабилизирующих элементов к раме, соединительному

$0

65 устРойству и ходовой части произнолится при помощи блоков 15. Для ограничения вертикального перемещения ходовой части относительно рамы между цими установлены цепи 16.

Работа источника происходит следующим образом.

Источник устанавливается на точке и проводится сеанс развертки. При этом реактивная масса 8 сонершает колебания с заданной частотой и амплитудой, которые через соединительное устройство 11 передаются ходовым частям (полозьям) 4, и оТ них — н грунт. Узел ниброизоляции гасит эти колебания и не передает их на раму 3.

После проведения сеанса развертки источник перемещается на другую точку. Так как излучение сигнала н грунт производится через полозья, то источник находится все нремя в состоянии готовности к работе.

Преимуществам предлагаеглой конструкции по сравнению с известными является отсутствие подъемного устройства, что упрощает конструкцию и снижает трудоемкость изготовления источника. Кроме того, поскольку источник постоянно готов к работе и исключаются операции по подъему и опусканию опорной плиты на грунт, сокращается подготовительное время для работы источника при переезде с точки на точку, а, следовательно, и производительность работ повышается. Предлагаемая конструкция источника обеспечивает возможность посылки сейсмических сигналов на ходу и, следовательно, непрерывного профилирования, что также повышает произнодительность работ при сейсморазведке.

В сравнении с работой по традиционной методике достигается повышение производительности на 20-25% (за счет ликвидации операций по подьему и опусканию плиты),а если измег кть методику сейсморазнедочных работ и использовать непрерывное профилирование, то производительность может возрасти на 70-80%.

Крогле того, известные источники обладают тем недостатком, что н рабочем положении (при вывешенной машине на опорной плите) онн имеют тенденцию к опрокидыванию при работе на склонах. Предлагаемая конструкция значительно устойчивей, так как имеется возможность разнесения опор по длине транспортной базы.

Предлагаемый источник найдет широкое применение н условиях Западной

Сибири и Крайнего Севера СССР,поскольку его использование дает значительный экономический эффект народному хозяйству.

Формула изобретения

Источник сейсмических сигналов вибоационного дейстния, состоящий из

89463G

Составитель Л. Солодилов

Техред Т. Иаточка Корректори. Пожо

Редактор Е. Папп

Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауюская иаб.„ д. 4/5

Эакаэ 11483/75

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул. Проектная,4 транспортного средства, содержащего ходовую часть и раму возбудителя вибраций с гидравлическим приводом, соединительного устройства и узла виброиэоляции, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения

5 производительности работ, ходовая часть выполнена в виде полозьев,к которым через соединительное устройство жестко прикреплен возбудитель вибрации, а узел виброизоляции смонтиронан между ходовой частью и рамой транспортного средства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1..Патент США М 3159283, кл. 181-5, опублик. 1964.

2. Патент СИА Р 3929206. кл. 181-114, опублик. 1975.

3. Патент СИА Р 3306391, кл. 181-5, опублик. 1967.