Устройство для управления транспортным средством

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и 895737 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 19.04.80 (21)2912833/27-11 с присоединением заявки %в (23) Приоритет

{51)М. Кл.

В 60 К 26/02

F 16 К 31/00

3Ъеударвтввнный комитет

СССР

Опубликовано 07.01.82, Бюллетень М ао делам изобретений и открытей (53) УД К629.113. . 585 (088. 8) Дата опубликования описания 07.01 ° 82

Ф

Э. Г. Чер нилов, В.А. Медяник, В.Д. Ми рошнифенк

Б.А.Кац и Н.Б.Дембовецк и

/ (72) Авторы изобретения t (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ,УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ

CPЕДСТВОМ

Изобретение относится к распределительным устройствам управления пневматическими или гидравлическими многоприводными самоходными транспортными средствами и предназначено для горных машин при добыче полезных ископа" емых.

Известно устройство для управления транспортным средством, содержащее корпус с центральной осью, цилинд10 рический золотник, выполненный с возможностью поступательного перемещения, рукоятку управления и впускные и выпускные окна, сообщенные магистралями с соответствующими приводами (1).

Недостатком известного устройства является то, что движение рукоятки управления ступенчато и поочередно в одном и в другом направлении для движения транспортного средства прямо затрудняет управление, так как не соблюдается одно из правил мнемоники: адекватность направления движенил транспортного средства и рукоятки управления.

Цель изобретения - повышение удобства управления путем установления соответствия направления перемещения рукоятки управления с направлением движения транспортного средства.

Для этого устройство управления транспортным средством снабжено пустотелым золотником, выполненным с возможностью вращения, внутри которого размещен цилиндрический золотник с возможностью поступательного перемещения вдоль центральной оси, размещенной в указанном золотнике, при этом цилиндрический золотник выполнен с центральной полостью, в которой размещена центральная ось корпуса, на пустотелом золотнике выполнен продольный, а на цилиндрическом золотнике - поперечный пазы, причем пазы расположены крестообразно и в них расположена рукоятка управления.

895737

На фиг. 1 изображено устройство> разрез; на фиг. 2 - схема распределения и соединений устройства с приводами транспортного средства, изображенного в положении 1 (транспортное средство неподвижно), в поло" жении 11 (транспортное средство движется вперед) и в положении II1 (транспортное средство поворачивает влево); на фиг, 3 - схема распределения рабочего тела устройством при движении транспортного средства вперед; на фиг. 4 - схема распределения рабочего тела при повороте транспортного средства на месте в левую сторону (сечение А-А фиг.2); на фиг. 5 - схема распределения ра» бочего тела при корректировке дви" жения транспортного средства вперед и влево; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 6.

Устройство (фиг.l) содержит корпус 1, внутри которого концентрически установлены пустотелый золотник

2 вращательного перемещения с про" дольным пазом 3 и цилиндрический золотник 4 поступательного перемещения с поперечным пазом.5, Пазы 3 и 5 совмещены крестом для свободного прохода рукоятки управления 6. Внутри золотника 4 расположена центральная

Deb 7, жестко закрепленная в крышках 8 корпуса 1. Для поступательного перемещения и фиксации от проворота .золотник 4 соединен с осью 7 шпоночным соединением 9. В нейтральном положении рукоятку управления 6 удерживает коническая пружина 10, закрытая защитным кожухом 11. Пружину 10 и кожух 11 крепят к корпусу 1 распределителя специальной крышкой 12.

В золотниках 2 и 4 выполнены окна а,6, Ь, 1»,, Э, е, Ж, 3 и, к, л, м, (фиг. 2) для рабочего тела, необходимые для выполнения программ, например для избирательного управления транспортным средством, формы, расположение и последовательность. При этом золотники образуют со стенками корпуса полости А, 5, Ь, Г, *, Е, Ж

Распределительное устройство соединено с двигателями 13, 14 приводов транспортного средства 15 трубопроводами 16, 17, 18, 19.

Распределительное устройство управления транспортным средством работает следующим образом.

5 !

О

Ç5

4

Оператор перемещает рукоятку управления 6 из позиции О в позицию

1, например, для движения транспортного средства 15 вперед иэ положения 1 в положение 11. Рукоятка управления 6 свободно движется по продольному пазу 3 пустотелого золотника

2 и упирается в поперечный паз 5 цилиндрического золотника 4, перемещая его вперед (в сторону движения транспортного средства 15) до упора в крышку 8 корпуса 1. При этом золотник 4 открывает окна а,, ь золотника 2 и соединяет полость A с рабочим телом с полостями Ж, Е корпуса 1, одновременно с противоположной стороны окна 1, а, в золотника 2, соединяются с полостью 9 золотника 4, которая соединена со сливной полостью 5

Рабочее тело иэ полостей Е, ж по трубопроводам 17 и 19 направляется к двигателям 13, 14 транспортного средства 15 и перемещает его вперед (из положения 1 в положение II), а отработанное рабочее тело по трубопроводам 16, 18 поступает в полости

Г, Д корпуса 1, а затем через окна l.. а, е - в полости 5,Ь на слив.

Для остановки транспортного средства и движения назад рукоятку 6 управления переводят с позиции 1 в нейтральную позицию 0 и затем в позицию Ii . Рукоятка 6, свободно перемещаясь по продольному пазу 3, передвигает золотник 4 поступательного перемещения в нейтральную позицию и тем самым закрывает все открытые окна, а потом открывает противоположные окна для подачи рабочего тела по трубопроводам 16 и 18 к двигателям 13, 14 и одновременно соединяет трубопроводы 17, 19 с выпускной полостью Ь и сливной Б

Поворот транспортного средства

15 на месте, например, в левую сторону (положение Ill, фиг.2) осуществляют переводом рукоятки управления 6 в позицию I! I до упора в корпус 1.

При этом золотник 2 вращательного перемещения (фиг. 4) поворачивается на тот же угол, а золотник поступательного перемещения 4 остается в нейтральной позиции О. При повороте золотника 2 окна 5,,e, совпадают с окнами х, ъ золотника 4 и одновременно окна 8, et совпадают с окнами и, 1, тем самым соеди95737

fO

25

Формула изобретения

1. Устройство для управления транспортным средством, содержащее корпус т 5О с центральной осью, цилиндрический золотник, выполненный с возможностью поступательного перемещения, рукоятку управления и впускные и выпускные окна, сообщенные магистралями с соответствующими приводами, о т л и ч а-. ю щ е е с я тем, что, с целью ловы" шения удобства управления путем установления соответствия направления перемещения рукоятки управления

4О с направлением движения транспортносо средства, оно снабжено пустотелым золотником, выполненным с возможностью вращения, внутри которого размещен цилиндрический золотник с возможностью поступательного перемещения вдоль центральной оси, при этом цилиндрический золотник выполнен с центральной полостью, в которой размещена центральная ось корпуса, а на пустотелом золотнике выполнен продольный, а на цилиндрическом золотнике - поперечный лазы, причем пазы расположены крестообразно и в них размещена рукоятка управления.

S5 няются полости А и % с полостью А и рабочее тело по трубопроводу 19 поступает к двигателю 13 для вращения вперед, а по трубопроводу 19 к двигателю 14 для вращения назад.

Отработанное тело по трубопроводам 16 и 17 поступает в полости r u

E и через окна, B - в выпускную полость В . Таким образом, при различном направлении вращения двигателей (двигателя 13 - вперед, двигателя 14 - назад) транспортное средство 15 вращается на месте.

Для поворота транспортного средства 15 на месте вправо рукоятку управления 6 перемещают в позицию 1У (фиг.2), при этом золотник 2 поворачивается влево (сечение А-А, фиг.4) и окна 6, 8 совпадают с окнами и, м, окна и, к с - окнами ., 5 . Таким образом, рабочее тело из полости А поступает через окна, полости Г и Е и трубопроводы 16 к двигателю 13 для вращения назад и трубопроводы 17 к двигателю 14 для вращения вперед. Таким образом транспортное средство 15 повернется на месте вправо. Отработанное тело по трубопроводам 18 и 19 через полости Д и )К окна Э, а поступи в выпускную полость B

Во время движения транспортного средства 15 прямо вперед или назад возникает необходимость незначительно корректировать направление движения поворотами влево или вправо. Для этого оператор переводит рукоятку управления 6 в необходимую сторону поворота транспортного средства, например, влево из позиции 1 в позицию I-1II (фиг.2,5,6,7). При этом золотник 4 смещается в сторону к нейтральной позиции О в пределах 0,3...

0,5, хода (фиг,3), а золотник 2 поворачивается в левую сторону (фиг.6) от нейтральной позиции - О. В результате происходит перекрытие поступления рабочего тела из полости A no трубопроводу 17 к двигателю 14.

В момент реверсирования.двигателя 14 рабочее тело к нему поступает следующим образом (фиг.5,7). Золотник 2, поворачиваясь, открывает окна Ж, B и соединяет полость А с полостью *, давая возможность рабочему телу по трубопроводу 18 поступать к двигателю 14 для движения его назад. Отработанное рабочее тело по трубопроводу 17 от двигате4 ля 14 поступает в полость f и через окно B - в выпускную полость G.

Одновременно рабочее тело из полости Л - через два окна к,, к, а поступает в полость х, затем по трубопроводу 19 - к двигателю 13 для движения его вперед. При этом отработанное рабочее тело по трубопроводу 16 через полость г и окно поступает в выпускную полость B . Таким образом производится крутой поворот транспортного средства 15 вле" во (положение 1II) адекватно с на" правлением движения рукоятки управления 6.

Изобретение упрощает конструкцию устройства, снижает себестоимость

20; его изготовления, уменьшает коли чество шарниров и соединений, повышает надежность работы и позволяет осуществлять плавный поворот транспортного средства при его движении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 275015, кл. Е 21 С 31/04, 1970.

895737

Луи ию 1- Ю

ФУ... У.Я

МЪУ/л7 раиЬаюю

Т-//

Фиг. б

Сост ави тел ь Н. Николаева

Редактор Е. ХейФиц Техред А. Савка Корректор Н.Стец

Заказ 11579/22 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4