Устройство для регулирования тягового электропривода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советск их

Социапистичвскин

Респубики

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБВЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i> 895741 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлено 16.01.80 (21) 2869949/24-11 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет (5I)M. Кд.

В60 Е 3Л0

Гвеудврстввнньй квинтет

СССР но аелвк нзобретеннй н открытий

Опубликовано 07 ° 01 ° 82 Бюллетень Ле 1,:

Дата опубликования описания 07.01.82 (53) УДК 621.335..11(088.8) В (72) Авторы изобретения

"1, Ю.И.Филин, В.И.Сливинский, Ю.Б.Моторин и В.Д.Новйков

ti

1 — ) (7i) Заявитель (94) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО

ЭЛЕКТРОЛРИВОДР

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на электровозах, тепло.возах и пневмоколесных машинах.

Известно устройство для регулирования тягового электропривода, содер5 жащее кольцевую цепь из последовательно соединенных участков, каждый из которых состоит из последовательно включенных источника постоянного тока и о якоря тягового двигателя и зашунтирован коммутирующим элементом, и мостовой тиристорный преобразователь, общие точки соединения тиристоров анодной и катодной групп которого подклю"

15 чены к источнику переменного тока, и последовательно соединенные обмотки возбуждения тяговых двигателей (1).

Недостатком устройства является наличие специального блока питания обмоток возбуждения тяговых двигателей, использование которого приводит к снижению надежности работы электропривода.

Цель изобретения - повышение надежности работы устройства.

Цель достигается тем, что устройство снабжено двумя последовательно соединенными тиристорами, включенными параллельно мостовому тиристорному преобразователю, причем обмотки возбуждения тяговых двигателей включены между точкой соединения указанных тиристоров и общей точкой фаз источника переменного тока.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства для регулирования тягового электропривода.

Устройство содержит кольцевую цепь из последовательно соединенных участков, каждый из которых состоит из последовательно включенных источника постоянного тока, представляюще" го собой выпрямитель 1, подключенный к обмоткам 2 генератора переменного тока, и якоря 3 тягового двигателя и зашунтирован диодом 4, и мостовой тиристорный преобразова89574 тель 5, общие точки соединения тиристоров анодной 6 и катодной 7 групп которого подключены к источнику 8 переменного тока. Параллельно мостовому тиристорному преобразователю 5 включена цепь из последовательно включенных тиристоров 9 и 10, между точкой соединения которых и нулевой точкой источника 8 включена цепь из последовательно соединенных обмо- lO ток 11 возбуждения тяговых двигателей.

Устройство работает следующим образом.

1$

При движении транспортного средства вперед ток в обмотках возбуждения 11 электродвигателей направлен к нулевой точке источника 8 через тиристор 9. При этом катодная группа 7 тиристорного преобразователя 5 оказывается включенной последовательно со схемой соединения обмоток возбуждения 11 электродвигателей, а анодная группа 6 - параллельно ей.

Напряжение регулируют с помощью тиристоров катодной группы 7, обеспечив запертое состояние всех диодов 4 при достаточном сцеплении всех колес с опорной поверхностью во всем допустимом диапазоне изменения характеристик электрических машин привода и частот вращения электродвигателей.

Такое регулирование может быть осуществлено, например при условии равенства максимального из напряжений на диодах 4 напряжению установки.

При запертых диодах 4 токи якорей 3 и обмоток возбуждения 11 всех электродвигателей равны. Разброс

4О значений обратных напряжений на диодах 4 относительно их среднего значения определяется разбросом характеристик электродвигателей и выпрямителей 1, а также рассогласованием частот вращения колес. Среднее значение напряжений на диодах 4 определяется разностью напряжения на обмотках возбуждения 11 электродвигателей и напряжения катодной группы 7 °

При ухудшении условий сцепления какого-либо колеса и входе его в режим буксования напряжение на якоре 3 соответствующего электродвигателя растет, а обратное напряжение на диоде 4 уменьшается. Когда на диоде 4 появляется положительное напряжение, он отпирается и подключает якорь 3 электродвигателя буксующего колеса

1 ф к зажимам соответствующего источника, ограничивая напряжение на якоре 3 напряжением одного источника и тем самым ограничивая начавшееся буксование соответствующего колеса.

При изменении напряжения на одном из диодов 4 вследствие буксования соответствующего колеса напряжения на остальных диодах 4, в том числе и максимальное из них, также изменяются, что,в свою очередь, приводит к изменению напряжения на катодной группе 7 и стабилизации тока в обмотках возбуждения 11 электродвигателей без дополнительного повышения напряжения остальных источников, а следовательно, и без дополнительного повышения частоты вращения колеса, работающего на пределе по сцеплению.

При восстановлении условий сцепления указанного колеса уменьшаются его частота вращения и ЭДС якоря 3 соответствующего электродвигателя, диод 4 запирается, обратное напряжение на нем возрастает и схема приходит в исходное положение °

Расширение диапазона регулирования электропривода при движении вперед осуществляется за счет ослабления поля возбуждения электродвигателей путем регулирования напряжения с помощью тиристоров анодной группы 6 тиристорного преобразователя 5, работающего в инверторном режиме.

Для обеспечения движения транспортного средства в обратном направлении реверсируют ток в обмотках возбуждения 11. Это достигается изменением состояния тиристоров 9 и 10, а также изменением режимов работы катодной 7 и анодной 6 группы. При этом поддержание определенного значения максимального из напряжений на диодах 4 обеспечивается регулированием тиристорами группы 6, а ослабление поля возбуждения электродвигателей - регулированием напряжения тиристорами группы 7 ° Тиристор 9 в этом режиме выключен, а ток через обмотки 11 возбуждения протекает от нулевой точки источника 8 через тиристор 1О.

Использование изобретения позволяет повысить надежность работы тягового электропривода и, кроме того, повысить КПД транспортного средства в условиях работы с ограниченным сцеплением колес с опорной поверхностью. формула изобретения

Составитель Я. Гаврилов

Техред М, Надь Корректор М. Пожо

Редактор Е.Хейфиц

Заказ 11580/23

Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная

Устройство для регулирования тягового электропривода, содержащее кольцевую цепь из последовательно соединенных участков, каждый из которых состоит из последовательно включенных источника постоянного тока и якоря тягового двигателя и зашунтирован коммутирующим элементом, и мостовой тиристорный преобразователь, общие точки соединения тиристоров анодной и катодной групп которого подключены к источнику переменного тока, и последовательно соединенные

895741 4 обмотки возбуждения тяговых двигателей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено двумя последовательно соединенными тиристорами, включенными параллельно мостовому тиристорному преобразователю, причем обмотки возбуждения тяговых двигателей включены между точкой соединения указанных

tO тиристоров и общей точкой фаз источника переменного тока.

Источники информации, принятые во внимание при эксйертизе

1. Авторское свидетельство СССР

is Ю 827334, кл. В 60 L 3/10, 07.05.81.