Наклонный судоподъемник для перевода из бьефа в бьеф маломерных судов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскмк
Соы)налистнческни
Рестгублмк
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ- СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()))896177 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.04.80 (21) 2904135/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 07.01.82. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 07.01.82 (51) М. К .
Е 02 С 3/00
Гасударственный комитет
СССР (53) УДК 626.52 (088.8) Ilo делам изобретений и еткрмтий (72) Авторы изобретения
О. Л. Сандигурский, С. В. Ларионов, Л. С. сганацич и В. П. Бутин
;,, ..."l
Ленинградское отделение Всесоюзно /о ордейа"1)фенийа пф)Е ноизыскательского и научно-исследовательского ннститутЫ4РидРО роект» им. С. Я. Жука и Ленинградский и й.тнеу воЯЙтодрансп рта (71) Заявителм (54) НАКЛОННЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК ДЛЯ ПЕРЕВОДА
ИЗ БЬЕФА В БЬЕФ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ
Изобретение относится к гидротехнике, в частности к наклонным судоподъемникам для перевода из бьефа в бьеф маломерных судов.
Известен наклонный судоподъемник для перевода из бьефа в бьеф маломерных судов, включающий укрепленный на опорном основании судовозный путь, выполненный в виде ряда последовательно расположенных опорных элементов, установленных с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в подшипниках, трособлочный привод перемещения судов, а также направляющий узел для судов, содержащий ряд упорных элементов, установленных с возможностью вращения вокруг осей по обеим сторонам судовозного пути (1).
Недостатками этого наклонного судоподъемника являются низкие эксплуатационные качества вследствие значительных ударных нагрузок со стороны судна на опорное основание и направляющий узел.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств наклонного судоподъемника путем снижения ударных нагрузок со стороны судна на опорное основание и направляющий узел.
Поставленная цель достигается тем, что опорные элементы судовозного пути выполнены в виде вальцов, снабженных упругим покрытием, например резиновым, а упорные элементы направляющего узла выполнены в виде пневматических баллонов, при этом оси вращения пневматических баллонов расположены по вертикалям.
На фиг. 1 изображен наклонный судоподъемник, план; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — поперечный разрез
Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — участок судовозного пути, план.
Наклонный судоподъемник для перевода из бьефа в бьеф маломерных судов 1 включает укрепленный на основании 2 судовозный путь 3 и приводной трособлочный
1н механизм 4. Судовозный путь выполнен в виде ряда последовательно расположенных вальцов 5 опорных элементов, снабженных упругим покрытием 6, например резиновым, с горизонтальной осью 7 вращения, установленных в укрепленных на основании 2
® подшипниках 8, при этом по обе стороны судовозного пути 3 укреплены с возможностью вращения вокруг вертикальных осей упорные элементы 9 направляющего узла
896177
25 з для судов. Подшипники 8 вальцов 5 выполняются съемными для обеспечения возможности быстрой замены их и вальцов 5 при выходе из строя и могут быть подпружинены относительно основания 2. Основание 2 судовозного пути 3 может быть выполнено как в виде эстакады, так и в виде ленточного фундамента на грунте. В случае необходимости подъезда на гребне 10 напорного сооружения 11 (фиг. 2) основание 2 судовозного пути 3 приподнимается над гребнем 10 на требуемую высоту. Упорные эле- 10 менты 9 направляющего узла с вертикальной осью 12 вращения, закрепленной в подшипниках 13 установлены внизу на основании 2 вдоль судовозного пути 3 по обеим его сторонам, а также наверху на поддерживающих балках 14, которые укреплены на вертикальных стойках 15. Упорные элементы 9 выполнены в виде надетых на ось
12 пневматических баллонов 16 (шин). Приводной механизм 4 перемещает бесконечный канат 17. К канату 17 прикреплены тяги 18.
Канат 17 сопряжен с блоками 19, размещенными на ригелях 20, опертых на стойки 15. Тяги 18, подвешенные к канату 17, движутся вместе с ним по замкнутой траектории. Одна из ветвей каната 17 расположена строго по оси судовозного пути 3, а другая — выведена в сторону (фиг. 3).
При необходимости судовозные пути 3 могут быть выполнены криволинейными в плане (фиг. 1). В этом случае вальцы 5 расположены на участках поворота пути под
4 емника, причем возвратная ветвь бесконечного приводного каната 15 в этом случае используется в качестве привода перемещения судов на второй нитке.
Возможно и другое выполнение привода.
Вращение от приводного механизма 4 может быть передано непосредственно к вальцам 5, при этом вальцы 5, поворачиваясь, перемещают судно 1 за счет трения между упругим покрытием 6 и днищем судна. Судоподъемник может также быть снабжен устройством блокировки, отключающим приводной механизм 4 и останавливающим перемещение каната 17 с тягами 1, если по какой-либо причине не произошло рассоединение одной из тяг 18 с соответствующим судном.
Данное техническое решение может быть весьма эффективным на реках, где существует проблема интенсивного пропуска маломерного флота через напорное сооружение или другие преграды.
Использование изобретения позволяет ускорить пропуск маломерных судов, при этом снижаются ударные нагрузки со стороны судна на опорное основание и направляющий узел, уменьшаются эксплуатационные затраты энергии.
Изобретение практически осуществимо, так как речные маломерные суда почти исключительно плоскодонные или имеют малую килеватость, которая компенсируется упругим покрытием вальцов. небольшим углом друг к другу.
Предлагаемая конструкция работает следующим образом.
Канат 17 перемещается вместе с подвешенными к нему тягами 18. Судно 1 из нижнего бьефа проходит к судовозному пути 3 и швартуется к ближайшей тяге 18.
Приводной канат 17, перемещаясь вместе с тягами 18, заводит судно 1 на вальцы 5, которые прокручиваются на оси 7 в подшипниках 8, и, создавая минимальное сопротивление движению судна 1, перемещают его по судовозному пути. При возможных боковых смещениях судна 1 направляющие элементы 9 поворачиваются и обеспечивают
40 движение судна вдоль судовозного пути 3.
Скорость движения каната 17 — 3 — 5 км/ч, 45 исходя из необходимости обеспечения безударного перемещения судов. После перехода через гребень 10 напорного сооружения 11 судно спускается в верхний бьеф, где отшвартовывается от тяги 18 и продолжает движение своим ходом. Одновремен- 5О но могут пропускать несколько судов на незначительном интервале друг от друга.
Для пропуска судов из верхнего бьефа в нижний после пропуска встречного каравана судов операция судопропуска осущест- 55 вляется в обратном порядке. При больших постоянных встречных потоках судов рационально устройство второй нитки судоподьФормула изобретения
Наклонный судоподъемник для перевода из бьефа в бьеф маломерных судов, включающий укрепленный на опорном основании судовозный путь, выполненный в виде ряда последовательно расположенных опорных элементов, установленных с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в подшипниках, трособлочный привод перемещения судов, а также направляющий узел для судов, содержащий ряд упорных элементов, установленных с возможностью вращения вокруг осей по обеим сторонам судовозного пути, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения ударных нагрузок со стороны судна на опорное основание и направляющий узел, опорные элементы судовозного пути выполнены в виде вальцов, снабженных упругим покрытием, например резиновым, а упорные элементы направляющего узла выполнены в виде пневматических баллонов, при этом оси вращения пневматических баллонов расположены по вертикалям.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Германии № 362130, кл. 84 b 3/00, 24.10.22 (прототип).
896177 (оставитель В. Старых
Редактор М. Товтин Тех ред А. Бойкас Корректор Л. Шеньо
Заказ 11649/15 Тираж 710 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, М(— 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4