Фундамент под машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.08.79 (21) 2811395/29-33 с присоединением заявки № — / (23) Приоритет—

Опубликовано 07.01.82. Бюллетень №1

Дата опубликования описания 07.01.82 (51) М,К, Е 02 D 27/44

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 624.159. .11:621.8-217 (088.8) (?2) Авторы изобретения

Харьковское отделение Всесоюзного госуда и ордена Октябрьской Революции пр

«Теплоэлектропроект» (71) Заявитель (54) ФУНДАМЕНТ ПОД МАШИНЫ

Изобретение относится к строительству, а именно к фундаментам под машины с динамическими нагрузками, преимущественно с высокой и средней скоростью вращения.

Известен фундамент под машины, включающий фундаментный блок, установленный на опорную плиту посредством виброизолируюшего слоя (1).

Недостатком указанного фундамента является его низкая демпфирующая способность.

Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является фундамент, включающий фундаментный блок, установленный на опорную плиту посредством подушки из сыпучего материала, например песка (2).

Такой фундамент обладает повышенным демпфированием колебаний.

Однако в известном фундаменте фундаментный блок имеет в плоскости горизонтально-вращательных колебаний две степени свободы относительно опорной плиты: поступательное и вращательное перемещения.

Соответственно фундаментный блок имеет две собственные частоты горизонтально-вращательных колебаний.

Первая из этих частот обычно бывает достаточно мала и лежит в диапазоне при5 мерно до 300 — 400 кол/мин, т. е. удалена от рабочих оборотов подавляющего большинства машин с высокой и средней скоростью. Вторая же их этих частот обычно лежит в диапазоне порядка 800 в 1800 кол/ мин, т. е. близка к рабочим оборотам мат0 шин с высокои и средней скоростью вращения, например турбоагрегатов для АЭС, имеющих скорость вращения 1500 об/мин.

В связи с этим возможны значительные амплитуды колебаний фундаментного блока при попадании в резонанс с этими частотами.

Отстройка от резонанса с высшей сооственной частотой обычно затруднит льна как в процессе проектирования, так и в процессе эксплуатации, так как вторая соб20 ственная частота горизонтально-вращательных колебаний весьма чувствительна к случайным изменениям упругих свойств виброизолирующего слоя.

896192

5 о

Фар,иула изобретения зо

as яо

so

Устранение этих недостатков позволит повысить эффективность гашения колебаний.

Цель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний.

Поставленная цель достигается тем, что фундамент под машины, включающий опорную плиту с подушкой из сыпучего материала и установленный на ней фундаментный блок, снабжен упорами, жестко соединенными с опорной плитой, и горизонтальными связями, ориентированными параллельно плоскости колебаний фундаментного блока, причем каждая связь одним концом соединена с соответствующим упором, а другим — с нижней частью фундаментного блока, причем каждая связь может быть выполнена в виде плиты, при этом каждая связь может быть соединена с фундаментным блоком и упором шарнирно.

На фиг. 1 изображен описываемый фундамент в плане; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант фундамента со связями в виде плит.

Фундамент под машины включает фундаментный блок 1, установленный на опорную плиту 2 посредством подушки 3 из сыпучего материала. Фундаментный блок 1 соединен по краям, перпендикулярным плоскости колебаний XOZ, с расположенными в нижней его части, преимущественно в уровне подошвы, горизонтальными связями 4, второй конец каждой из которых соединен с упорами 5, жестко связанными с опорной плитой 2. Связи 4 могут выполняться в виде стержней или в виде плит. Каждая связь может быть соединена с фундаментным блоком 1 и упорами 5 шарнирно.

Связи 4 могут располагаться с одной, с двух, с трех и четырех сторон фундаментного блока в зависимости от типа связей и направления колебаний фундамента.

Сечение связей 4 выбирается достаточно большим, чтобы практически исключить поступательные перемещения фундаментного блока 1 или свести их к минимуму.

При этом связи 4 не должны препятствовать повороту фундаментного блока l. Поэтому, если они не соединены шарнирно с фундаментным блоком 1 и упорами 5, то должны быть достаточно гибкими при изгибе. Возможно также устройство зазора между связями 4 и подушкой 3 из сыпучего материала, чтобы исключить влияние вертикального отпора материала подушки под связями 4, особенно если они выполняются в виде плит.

Благодаря связям 4, располагаемым в нижней части фундаментного блока 1, преимущественно в уровне его подошвы, и препятствующим его поступательным перемещениям, фундаментный блок 1 практически имеет всего одну степень свободы относительно опорной плиты 2 при горизонтально-вращательных колебаниях вращательную, и соответственно — одну собственную частоту в рабочем диапазоне частот машины.

Вторая более высокая собственная частота горизонтально-вращательных колебаний фундаментного блока 1, лежащая обычно вблизи области рабочих скоростей вращения машин, в предлагаемом фундаменте либо отсутствует, либо повышается настолько, что выходит далеко за пределы рабочей частоты машины.

Благодаря этому улучшается отстройка фундамента от резонанса, который, в данном случае, практически исключается. Тем самым обеспечивается надежное снижение амплитуд горизонтально-вращательных колебаний фундамента, и следовательно, повышение эффективности гашения колебаний фундамента.

1. Фундамент под машины, включающий опорную плиту с подушкой из сыпучего материала и установленный на ней фундаментный блок, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, он снабжен упорами, жестко соединенными с опорной плитой, и горизонтальными связями, ориентированными параллельно плоскости колебаний фундаментного блока, причем каждая связь о,iним концом соединена с соответств „ >щим упором, а другим — с нижней частью фундаментного блока.

2. Фундамент по и. 1, отличающий ся тем, что каждая связь выполнена в виде плиты.

3. Фундамент по п. 1 и 2, отличающийся тем, что каждая связь соединена с фундаментным блоком и упором шарнирно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 549549, кл. E 02 D 27/44, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 525780, кл. E 02 D 27/34, 1974.

896192

Составитель А. Мнловидова

Редактор Т. Киселева Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 11650/16 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4