Способ виброизоляции фундамента от колебаний машины

Иллюстрации

Способ виброизоляции фундамента от колебаний машины (патент 896193)
Способ виброизоляции фундамента от колебаний машины (патент 896193)
Способ виброизоляции фундамента от колебаний машины (патент 896193)
Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (71) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.04.80 (21) 2921006/29-33 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.01.82. Бюллетень №1

Дата опубликования описания 07.01 82 (5!) М.Кл

E 02 Р 27/44

F 16 F 5/02

Государственный комитет (53) УДК 624.159. .11:621.8-217 (088.8) ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

А. М. Ополченцев и Р. Д. Мишуровский (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ФУНДАМЕНТА

ОТ КО.г(ЕБАНИI I МАШИ IhI

Изобретение относится к строительству и машиностроению, а именно к способу виброизоляции фундамента от колебаний машин или виброизоляции машины от коле баний фундамента и может найти применение там, где необходимо использование эффективной активной или пассивной виброизоляции.

Известны способы виброизоляции посредством применения стержневых шарнирных подвесок с включенными упругими элементами, основанных на виброизоляции возмущающего момента, который не передается на фундамент при переходе через шарнир (1).

Недостатком этого способа является полная передача через шарнир силовой компоненты усилия, направленного вдоль стержня, и в машинах, где превалируют, например, внутренние возмущающие силы.

Кроме того, такой способ малоэффективен.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ виброизоляции фундамента от колебаний машины, включающий установку на фунда2 менте виброизолирующих упругих элемен-. тов (2).

Недостатками указанного способа подвеса являются то, что происходит частичная виброизоляция только внешних возмущающих сил, значительно увеличиваются присоединительные габариты машины, виброизолируемый объект получает значительные перемещения как в процессе виброзоляции, так и в случаях кинематического воздействия.

Цель изобретения — увеличение эффективности виброизоляции фундамента от колебаний, возбуждаемых внутренними знакопеременными силами в машине.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу виброизоляции фундамента от колебаний машины перед установкой упругих элементов на фундаменте определяют направление максимальных колебаний в машине от действия внутренних сил в ней, после чего к машине жестко прикрепляют одними концами установочные

20 элементы, которые ориентируют по выявленным направлениям, а к каждому упругому элементу до его установки присоединяют опорный кронштейн, причем упругие эле896193

$0

$$

Формула изобретения

Зо з$

$0 менты с опорными кронштейнами устанавливают на фундаменте с креплением к нему в местах расположения установочных элементов и размещают свободные концы установочных элементов в опорных кронштейнах с возможностью перемещения в них по выявленным направлениям.

На фиг. 1 изображена динамическая модель машины и схема способа виброизоляции; на фиг. 2 — эпюра деформаций корпуса машины под действием внутренних знакопеременных сил.

Динамическая модель машины 1 содержит узлы 2 и 3 конструкции машины с массами М > и М2 соответственно, условно объединенные корпусом 4 машины, имеющим конечную жесткость С. Машина 1 установлена на фундаменте 5 посредством упругих элементов 6, на которых установлены опорные кронштейны 7, в которых размешают концы установочных элементов 8, жестко прикрепленных к узлам 2 и 3 конструкции машины.

Способ виброизоляции осуществляется следующим образом.

Как известно, в различного вида машинах (поршневых двигателях, насосах, компрессорах, в прессах и штампах и т. д.)

) при осуществлении рабочего процесса возникают внутренние знакопеременные периодические силы, которые, вследствие конечной жесткости корпуса (т. е. вследствие его податливости), становятся внешними, вызывая колебательные перемещения отдельных частей машины друг относительно друга, и частично передаются на фундамент через опоры машин в виде вибрации.

Из всей совокупности внутренних сил в машине 1 выбирают такие силы, которые являются основными в возбуждении колебаний в фундаменте. Как известно, эти силы равны по величине и противоположно направлены. Эти силы вызывают колебания масс М и М2 узлов 1 и 2, принятыми абсолютно твердыми телами по сравнению с сосредоточенной жесткостью С, представляющей эквивалентную жесткость корпуса 4 машины 1. Соответствующие колебания с амплитудами Ь1 и Ь). через упругие элементы 6 передаются на фундамент 5. Частотный состав этих колебаний разнообразен: низкочастотные, зависящие от частоты возмущения и высокочастотные, определяемые собственными частотами продольных колебаний двухмассовой системы.

После выделения плоскости и линий действия, определяющих внутренних знакопеременных сил Р1(1) и Р2(1), располагают в этой плоскости жестко закрепляемые к машине установочные элементы 8, устанавливают машину установочными элементами 8 в опорные кронштейны 7 с возможностью перемещения установочных элементов относительно опорных кронштейнов в плоскости действия внутренних знакопеременных сил (конструктивно, например соединение типа «шип-цапфа»), а затем крепят кронштейны к фундаменту 5 посредством виброизолирующих упругих элементов 6.

Предоставление колеблющимся частям машины дополнительных степеней свободы в направлении этих колебаний существенно увеличивает эффективность виброизоляции.

Способ виброизоляции может эффективно использоваться как с амортизированным, так и с жестким креплением машины к фундаменту.

Способ виброизоляции может применяться в целях как активной, так и пассивной виброизоляции, когда внутренние знакопеременные усилия воздействуют на фундамент и производится защита приборов, механизмов или машин от кинематического возмущения фундамента.

Способ виброизоляции фундамента от колебаний машины, включающий установку на фундаменте виброизолирующих упругих элементов, отличающиК:ея тем, что, с целью увеличения эффективности виброизоляции фундамента от колебаний, возбуждаемых внутренними знакопеременными силами в машине, перед установкой упругих элементов на фундаменте определяют направление максимальных колебаний в машине от действия внутренних знакопеременных сил в ней, после чего к машине жестко прикрепляют одними концами установочные элементы, которые ориентируют по выявленным направлениям, а к каждому упругому элементу до его установки присоединяют опорный кронштейн, причем упругие элементы с опорными кронштейнами устанавливают на фундаменте с креплением к нему в местах расположения установочных элементов и размещают свободные концы установочных элементов в опорных кронштейнах с возможностью перемещения в них по выявленным направлениям.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Вибрация энергетических машин. Справочное пособие, Л., «Машиностроение», 1974, с. 372.

2. Авторское свидетельство СССР № 355409, кл. F 16 F 15/02, 1969.

896193

Составитель . Миловидова

Редактор Т. Киселева Техред А. Бойкас Корректор A. Дзятко

3aказ 11650/16 Т ираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4