Устройство для обезвреживания отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОВСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социапистическик

Республик и 896244 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.04.80 (2! ) 2914760/25-06 с присоединением заявки,рй (23) ПриорнтетОпубликовано 07,01.82 Беллетеиь,рй 1

Дата опубликования описания 07,0),82 (5! )М. Кл.

F01 Й 3/04

Государственный каиктет

СССР еа делам изобретение н открытия (53) УД К 621.43.

068. 4 (088. 8) И. Л. Каганович, Н. Ф. Осененко, А. М. Сайкин, А. И. Френкель и М. Г, Шейнин

1

Центральная научно-исследовательская и констр торскЬтехнологическая лаборатория токсичности двигателей" (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ОТРАБОТАВШИХ

ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области

:редств, преимущественно комплексных для снижения токсичности отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания.

Известны устройства для обезвреживания отработавших газов двигателя внут реннего сгорания, содержащие каталитический нейтрализатор, бак с нейтрализуюшей жидкостью, поппавковую камеру, о новной жидкостной скруббер Вентури с

10 соплом, горловиной и распылителем в гор ловине, ресивер сбора отработанной. жидкости, подводящую магистраль, запорный орган и систему управления, причем вы)5 ход каталитического нейтрализатора через эапорный орган и скруббер связан с ресиверомт бак подводящей магистралью соединен через поплавковую камеру с распылителем, а система управления свя20 зана с запорным органо:л 1).

Недостатком этого устройства является относительно невысокая эффективность очистки ОГ от сажи при работе двигателя на малых нагрузках, так как при этом уменьшается скорость ОГ в горловине сопла, что ухудшает распыливание нейтралиэующей жидкости.

Целью изобретения является повышение эффективности .

Указанная цель достигается тем, что в устройство введен дополнительный жидкостный скруббер Вентури с соплом, горловиной и распылителем, размещенным в горловине, и подводящая магистраль связана с распылителем дополнительного скруббера, а система управления выполнена в виде датчика нагрузки реле-регулятора и электромагнитного привода эа« порного органа, связанных между собой последовательно.

Диаметр горловины сопла дополнительного скруббера может быть выполнен меньше, чем диаметр горловины сопла оси овн or o.

Подводящая магистраль может содержать золотник управления подачей жид

896 о4 f кости к скрубберам, снабженный привс rtoM от электромагнитного привода запорного органа.

На чертеже приведена схема устройства. 5

Устройство установлено на двигателе 1 с выпускным трубопроводом 2 и содержит каталитический нейтрализатор 3, основной скруббер 4 Вентури с соплом, подводящую магистраль 5, поплавковую t0 камеру 6, бак 7 с нейтрализующей жидкостью. Йиффузор 8 скруббера связан с ресивером 9 сбора отработанной жидкооти.

Запорный орган, например, в виде за- 5 слонки 10 размещен между основным скруббером 4 и дополнительным скруббером

11 Вентури с соплом и горловиной. Система управления содержит электромагнитный привод заслонки 10 в виде электромагнита 12, реле-регулятора 13, датчик

14 нагрузки, например, температурный.

Сердечник 15 через пружину 16 тягой

17 связан с приводом заслонки 10 и золотника 18 управления подачей жидкости к скрубберам, в горловинах сопел которых размещены распылители 19.

Устройство работает следующим образом.

От двигателя 1 ОГ через выпускной трубопровод 2 поступают в каталитический нейтрализатор 3, где происходит очистка их от окиси углерода, углеводородов и частично от сажи, а затем попадают в скруббер 4 Вентури. В последнем поток

35 сужается, скорость его возрастает, перед вводом в сопло поток захватывает частицы нейтрализуюшей жидкости из подводящей магистрали 5, соединенной через поплавковую камеру 6 с баком 7. В сопле и

40 и диффузоре 8 происходит испарение нейтрализуюшей жидкости и смешение ее с

ОГ, осуществляется контакт сажи с парами и капельками жидкости. В диффузоре

8 происходит снижение скорости потока, 45 повышается статическое давление, происходит коагуляция сажи и конденсация на ее частицах паров нейтрализуюшей жидкости. При этом осуществляется и улавливание канцерогенного бензапирена. В ресивере 9 происходит резкое снижение 50 скорости потока и накопление избыточного количества неиспарившейся нейтрализующей жидкости, а также задержанной сажи, углеводородов и прочих компонентов.

При работе двигателя на режимах хо- лостого хода или малых нагрузок температура ОГ невысокая и устройство находится в отключенном состоянии. Заслонка

10 перекрывает скруббер 4, и ОГ поступают только в дополнительный скруббер

11 Вентури. С увеличением нагрузки растет температура ОГ, и в определенный момент включается электромагнит 12, обмотка которого посредством реле-регулятора 13 сблокирована с датчиком 14 температуры, установленным в выпускном коллекторе двигателя 1. При включении электромагнита 12 происходит перемещение сердечника 15, преодолевающего сопротивление пружины 16, который через систему тяг 17 перекрывает заслонку 10, дополнительный скруббер 11 и переключа- ет золотник 18 на подачу нейтралиэующей жидкости к основному скрубберу 4 Венту- ри.

Горловина сопла дополнительного скруббера 1 1 меньшего диаметра, поэтому при работе двигателя на режимах холостого хода и малых нагрузок при незначительном увеличении сопротивления улучшается распыливание нейтрализуюшей жидкости за счет увеличения скорости ОГ в горловине, что .способствует повышению эффективности очистки ОГ в этом диапазоне режимов работы двигателя. для унификации элементов устройства возможно выполнение скрубберов с одинаковыми диаметрами горловины сопел. В этом случае на режимах полных нагрузок работают оба скруббера, а на режимах малых нагрузок — один из них, Формула изобретения

1, Устройство для обезвреживания отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащее каталитический нейтрализатор, бак с нейтрализуюшей жидкостью поплавковую камеру, основной жидкостной скруббер Бентури с соплом, горловиной и распылителем в горловине, ресивер сбора отработанной жидкости, подводящую магистраль и систему управления, причем выход каталитического нейтрализатора через эапорный орган и скруббер связан с ресивером, бак подводящей магистралью соединен через поплавковую камеру с распылителем, а система управления связана с запорным органом, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности, в устройство введен дополнительный жидкостной скруббер Вентури с соплом, горловиной и распылителем, размещенным в горловине, и подводящая магистраль связана с распылителем дополнительного скруббера, а система уп5 qc P 2,, d р глепия пииполнепа A .иле ллтчика пл- магистраль содержит золотник управления грузки, реле-регулятора и электромагнит- подачей жидкости к скрубберам, «Н ного привода запорного органа, связан- ный приводом от электромагнитного при ных между собой последовательно. вода запорного органа.

2. Устройство ло п. 1, о т и и ч а к - Ф ш е е с я тем, что диаметр горловины Источники информации, сопла дополнительного скруббера. выпол- чринятыв во внимание при экспертизе нен меньшим, чем диаметр горловины сопла основного скруббера, 1. Система нейтрализации комплексная

3. Устройство по п. 1 и 2, о т л и - >o трактора Т-130. Пояснительная записка. ч а ю ш е е с я тем, что подводящая М., ЦНИЛТД, 1879.

896244

Составитель Н, Патрахальцев

Техред А. Ач Корректор М. Шароши

РЬдактор Н. Егорова

Заказ 1 165 7/18 Тираж 536

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Раушская наб., д. 4/5

П одп исн ое !

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4