Устройство для стопорения вращающегося вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ (11)896271
Ф
©" (61) Дополнительное к авт. сеид-ву 9 665149 (22) Заявлено 030180 (21) 2891058/25-11 с присоединением заявки Мо (51) М..Кл.з
F 16 D 71/00
В 60 Т 1/06
Государственный «омитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 070182Бкзллетвиь No 1
Дата опубликования описания 070182 (53) УДК 629.113-592.6 (088.8) (72) Автор изобретения
Л.В.Зубченко (71) Заявитель (54)УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ВРИЦАЮЩЕГОСЯ
ВАЛА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к вспомогательным тормозным устройствам транспортных средств.
По основному авт.св. Р 665149 известно устройство для стопорения вращающегося вала, содержащее связанный с валом диск, на внешнем витке которого выполнен вырез, при этом одна грань выреза образована плоской поверхностью, радиально расположенной относительно диска, а другая— спиральной поверхностью, сливающейся с кольцевой поверхностью внешнего венца, и стопорный элемент, установленный с воэможностью поворота 11 .
Недостатком известного устройства является то, что оно не может быть использовано одновременно как устройство аварийного торможения транспортного средства и как устройство стояночного стопорения.
Цель изобретения - расширение функциональных воэможностей устройства.
Укаэанная цель достигается тем, что устройство снабжено ленточным тормозом и подпружиненной втулкой, установленной на стержне рукоятки, при этом тормозная лента связана с укаэанной втулкой, в теле которой выполнена фигурная прорезь, состоящая из спирального и поперечного участков, а стопорный элемент пропущен сквозь указанную прорезь.
На фиг. 1 представлен тормозной барабан, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез A-А на фиг.1 ; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг.1.
Устройство для стопорения враща-ющегося вала содержит жестко прикt5 репленный к задней крышке коробки передач тормозной щит 1 с гайкой 2 и эксцентрико-регулировочным пальцем 3, тормозную ленту 4, втулку 5 с горизонтально-наклонным вырезом
20 6, рукоятку привода стояночного стопорения — она же рукоятка 7 аварийного торможения, стопорный валик
8, поддерживающую пружину 9, стопорное кольцо 10 с вырезами, отверстия
1l для креплениястопорного кольца, отверстия 12 для крепления тормозного. барабана, пружину 13 фиксации тормозной ленты, тормозной барабан
14, четыре полусегмектных стопорных
30 вырезов 15 в стопорном кольце 10.
896271
Устройство для стопорения враща- ющегося вала работает следующим образом.
При аварийном торможении рукоят ку 7 приводе поворачивают в направлении часовой стрелки, при этом стопорный валик 8 взаимодействует с наклонным вырезом 6 втулки 5, жестко соединенной с концом тормозной ленты 4, которая зажимает вращающийся тормозной барабан 14 на половину его окружности ° Нижний конец рукоятки 7 выполнен с двухзаходоной резьбой и при повороте завинчивается на гайку 2, приваренную к щиту 1, прикрепленному к задней крышке коробки передач.
Зазор между тормозной лентой 4 и окружностью тормозного барабана 14 регулируется эксцентриковым валом 3,: закрепленным к тормозному щитку 1.
При необходимости остановки стопорения транспортного средства на подъеме сначала его затормаживают основными тормозами, затем поворачивают рукоятку 7 против стрелки с ее нейтрального положения до контакта стопорного валика 8 с одной из радиально-стопорных граней выреза 6, стопорного кольца 10 (поворот рукоятки производится одновременно с отПуском основных тормозов).
При трогании автомобиля с.места крутого подъема (вперед на подъем) его карданный вал с тормозно-стопор.ным барабаном проворачивается в направлении стрелки А, при этом валик 8, скользя по спиральной грани выреза 6, автоматически выходит в отстопоренное положение в начале трогания с места автомобиля вперед по крутому подъему.
Внедрение устройства для стопорения вала на транспортном средстве позволит повысить безопасность движения транспортных средств даже в случаях отказа основных рабочих тормозов на автодорогах с крутыми подъемами и спусками .
Формула изобретения
t5
Устройство для стопорения вращающегося вала по авт.св. СССР
9 665149, отличающееся тем, что, с целью расширения функ2О циональных возможностей, оно снабжено ленточным тормозом и подпружиненной втулкой, установленной на стержне рукоятки, при этом тормозная лента связана с указанной втулкой, в теле которой выполнена фигурная прорезь, состоящая из спирального и поперечного участков, а стопорный элемент пропущен сквозь указанную прорезь.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 665149, кл. F 16 0 71/00, 1975 (прототип).
896271
Составитель l0.Ãóëÿåâ
Редактор Л.Гратилло ТехредЛ.Пекарь Корректор С.ЩомакЗакаэ 11бб3/20 Тираж 980 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035,Москва,Ж-35,Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4