Канатоведущий шкив
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (Ä)896302 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.03.80 (21) 2892035/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 07.01,82. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 07.01.82 (51) М.К .
F 16 Н 55/50
Гасударственные комлтет (53) УДК 622.673.3 (088.8) но делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
В. П. Веретенников (7l) заявитель (54) КАНАТОВЕДУЩИЛ ШКИВ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, а особенно в горной, металлургической и строительной отраслях во всевозможных подъемных и маневровых устройствах, приводах канатных дорог и лифтов и т.п.
Известен канатоведущий шкив, содержащий обод с желобом, ступицу и спицы, соединяющие ступицу с ободом (1).
Однако, для создания достаточной силы трения на этих шкивах требуется большой уголл обхвата шкива канатом, т.е. многократного обхвата или многовитковой навивки, что ведет к многократным перегибам или к большому износу каната и обода усиленной работой скольжения каната.
Известен также канатоведущий шкив, содержащий обод, ступицу, спицы, соединяющие обод со ступицей, и зажимные элементы (2) .
Недостатком известного шкива является его сложность, обусловленная наличием, например, 72 зажимных элементов, что следо- ® вательно, усложняет обслуживание и ремонт. Кроме того, зажимы шкива и канат интенсивно изнашиваются.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является канатоведущий шкив, содержащий два диска, установленные на валу под углом друг к другу и образующие ручей под канат (3) .
Однако интенсивный износ, приводит к быстрому выходу из строя шкива. Кроме того, этот шкив обеспечивает работу только с одним канатом.
Цель изобретения — увеличение срока службы шкива, а также использование его в многоручьевых шкивах.
Указанная цель достигается тем, что канатоведущий шкив снабжен кольцом, на торцевых поверхностях дисков, обращенных друг к другу, выполнены кольцевые проточ-. ки, в которые установлено кольцо и зафиксировано от проворота.
При этом в многоручьевых шкивах целесообразно кольцо выполнять Т-образным.
На фиг. 1 изображен шкив, общий вид, разрез; на фиг. 2 и 3 — то же, варианты выполнения; на фиг. 4 — схема укладки каната на шкиве.
Шкив содержит диски 1 и 2, жестко установленные на валу, состоящем из полувалов 3 и 4, соединенных шарнирной муфтой 5
896302 и наклоненных друг относительно друга на угол 2 .Диски 1 и 2 сочленены между собой через кольцо 6. Пальцы 7 входят в торцевые вырезы кольца 6 и удерживают его от проворачивания относительно дисков 1 и 2.
На торцевых поверхностях дисков 1 и 2, обращенных друг к другу, выполнены кольцевые проточки 8 и 9, в которые установлено кольцо 6. В варианте многоканатных механизмов на кольцо 6 свободно устанавливаются кольца-реборды 10 (фиг. 3).
Работает шкив следующим образом.
При вращении дисков 1 и 2 канат в точке А (фиг. 4) свободно ложится в ручей, образуемый торцовыми поверхностями ободьев дисков с кольцом 6 и имеющий в этом месте ширину, несколько большую диаметра каната. При дальнейшем вращении шкива по мере передвижения каната к точке Б канат постепенно зажимается между ободьями дисков. Пройдя точку Б канат постепенно разжимается и в точке В, освободившись, сходит со шкива. Чем больше натяжение каната, тем больше сила зажатия каната на шкиве. Чем больше отношение точки В к точке Д (фиг. 4), тем больше зажимающее усилие на шкиве.
Шкив может быть как ведущим, так и ведомым.
Формула изобретения
l. Канатоведущий шкив, содержащий два диска, установленных на валу под углом друг к другу и образующих ручей под канат, отличающийся тем, что, с целью увеличения
10 срока службы шкива, он снабжен кольцом, на торцевых поверхностях дисков, обращенных друг к другу, выполнены кольцевые проточки, в которые установлено кольцо и зафиксировано от проворота.
2. Шкив по п. 1, отличающийся тем, что, ts с целью использования его в многоручьевых шкивах, кольцо выполнено Т-образным.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Спиваковский А. О. Рудничный транспорт, М., Углетехиздат, 1958, с. 260 — 264.
2. Вирабов А. А. Рудничный транспорт.
М., «Недра», 1971, с. 184.
3. Патент Франции № 841.546, кл. 47 h 10, 1939 (прототип) .
896302
4Ы
Редактор Н. Джуган
Заказ 11664/21
Составитель В. Никишин
Техред А. Бойкас КорректорИШароши
Тираж 980 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4