Тренажер оператора диалоговых систем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскин

Соцкалистическин

Республик

ОПИСАЛИ К

ИЗОЬРЕТВНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()896662

{61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 28. 04. 80 (21) 2918162/18-24 с присоединением заявки .% (23 ) Приоритет

Опубликовано 07.01 ° 82 ° бюллетень №

Дата опубликования описания 07. 01. 82 (53)М. Кл.

G 09 В 9/00 (53) УДК 681. 3. . 071(088. 8) Ркуднрстненный комнтет

СССР по ленни нзюбретеннй и открытнй (72) Авторы изобретения

В. Б. Иванов, Г. Н. Вольнов и P. С. Ахметшин (71) Заявитель

Пермский политехнический институт (,54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА ДИАПОГОВЫХ СИСТЕМ

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к тренажерам операторов систем управления.

Известен тренажер, предназначенный для обучения на пишущей машинке и содержащий клавиатуру, которая подключена к счетчику отработанных знаков и к схеме сравнения, связанной со схемой совпадения, подключен,ной к счетчикам ошибок 0 3.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее кла- . виатуру, соединенную с шифратором, соединенным с первым входом регистра клавиатуры, первый выход которого соединен с первым входом буферной памяти вводимой информации, первый выход которого соединен с первым входом регистра вводимой информации, первый выход которого соединен с первым входом генератора знаков, соединенного через видеоусилитель с электроннолучевой трубкой, соединенной с фиксирующей и отклоняющей системами, первый вход которой соединен через узел знаковой развертки со вторым выходом генератора знаков, а второй вход — через узел координатной раз-. вертки с первым выходом узла синхронизации и выделения адреса индикато- ра, второй выход которого соединен со вторым входом генератора. знаков, третий выход — со вторым входом.буферной памяти вводимой информации, четвертый выход — со вторым входом регистра клавиатуры, первый вход — со вторым выходом регистра клавиатуры,второй вход — со вторым выходом регистра вводимой информации (2).

Известное устройство не позволяет реализировать основные дидактические принципы обучения: управление и активный контроль за процессом обучения; автоматический контроль и оцен" ку деятельности оператора в процесса обучения и тренировки.

896662

55

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера и реализации основных дидактических принципов обучения.

Поставленная цель достигается тем, что, в тренажер, содержащий последовательно соединенные блок ввода ответных действий оператора, шифратор„ .первый регистр, первый блок памяти,второй регйстр генератор видеоусилитель и блок отображения учебной информации, первый формирователь импульсов развертки и последовательно включенные первый формирователь импульсов синхронизации, второй формирователь импульсов развертки и формирователь управляющих импульсов, выход которого непосредственно соединен со втоз рым входом блока отображения учебной

Информации,а. второй вход — через первый 2ормирователь импульсов развертки со вторым выходом генератора, первый вход и второй выход первого формирователя импульсов синхронизации подключены соответственно ко вторым выходу и входу первого регистра, второй вход — ко второму выходу второго регистра, а третий и четвертый выходы — ко вторым входам генератора и первого блока памяти соответственно, введены два счетчика и последовательно включенные второй блок памяти, третий регистр, блок сравнения и второй формирователь импульсов синхронизации, выход которого соеди" нен с первым входом второго блока памяти, второй вход которого подключен ко второму выходу первого блока памяти, второй вход блока сравнения соединен с третьим выходом второго регистра, а второй выход — со входом одного из счетчиков, вход другого счетчика подключен к третьему выходу первого регистра.

На чертеже представлена структурная схема тренажера.

Тренажер включает блок 1 ввода ответных действий оператора, шифратор 2, регистр 3, блок 4 памяти вводимой информации, регистр 5 вво. димой информации, генератор 6 зна— .ков, видеоусилитель 7-, блок 8 отображения учебной информации, фиксирую щую и отклоняющую систему, выполненную в виде формирователя 9 управляю-. щих импульсов, формирователи 10 и 11 импульсов развертки,, формирователь

12 импульсов синхронизации, счетчик

13 отработанных знаков, счетчик 14

4 ошибок, блок 15 памяти контрольной информации, регистр 16 контрольной информации, блок 17 сравнения, формирователь 18 импульсов синхронизации.

Счетчик 13 предназначен для счета суммарного количества введенных знаков. Счетчик 14 предназначен для счета суммарного количества ошибок введенных знаков. Указанные счетчики могут быть выполнены, например, в виде регистров для реализации микроопераций счета на элементной базе в виде интегральных бесконтактных ло- гических элементов вычислительной техники.

Блок 17 предназначен для выявления на его входах логического отношения (равенства или неравенства) кодов двух знаков. Блок 17 сравнения может быть выполнен, например, в виде устройства комбинационного типа на элементной базе в виде интегральных бесконтактных логических элементов вычислительной техники.

Блок 15 предназанчен для хранения контрольной информации, используемой для контроля деятельности обучаемого, формирователь 18 — для выработки сигналов, управляющих синхронной работой блоков 15 и 17. Регистр 16 служит для приема информации из блока

15 в последовательном коде и выдачи ее в блок 17 в параллельном коде.

Блок 15, формирователь 18 и регистр

16 могут быть выполнены по аналогии соответственно с блоком 4, формирователем 12 и регистром известного устройства.

Тренажер работает следующим образом °

В режиме работы "Наладка" контрольная информация вводится обучающим с клавиатуры блока 1, которая через шифратор 2, регистр 3 и блок 4 записывается в блок 15. С переключением тренажера на другой режим работы информационная связь отсутствует между выходом блока 4 и входом блока 15.

В режиме .работы "Обучение" вводимая информация, предъявленная в виде текста (определенная по ледовательность буквенных, цифровых и графических знаков) или требуемая по алгоритму обучения, вводится обучаемым с клавиатуры блока 1. Потенциальные электрические сигналы клавиатуры в виде унитарного кода, преобразованные в шифраторе 2 в и -разрядный двоичный код, передаются в N --разрядный двоич896662

Формула изобретения ный регистр 3 и далее по его первому выходу в блок 4. Формирователь 12 обеспечивает согласование по времени указанной передачи кода, а также определяет его адрес записи в блоке 4. 5

Одновременно формирователь 12 осуществляет подачу сигналов, управляющих временной синхронизацией работы, а также адреса кода знаков в генератор

6, формирователь 11 развертки, а че- 10 рез блок 4 — в регистр 5.

В указанном состоянии формирователя 12 и регистра 5 с помощью электроннолучевой трубки блока 8 осуществляется отображение вводимой информации на экране в виде знаков, светящихся на темном фоне. Видеоусилитель 7 возбуждает модулирующий электрод электроннолучевой трубки блока 8 и усиливает сигналы засветки луча. Фиксирую- 20 щая и отклоняющая система формирователя управляют электронным лучом электроннолучевой трубки блока 8.

Формирователь ll предназначен для приема сигналов, управляю«ш«х длитель- ностью хода луча электроннолучевой трубки блока 8, формирования токов, возбуждающих координатную отклоняю- ° . щую систему.

Формирователь 10 формирует напря-, 30 жение и токи треугольно-трапецеидальной формы для возбуждения знаков отклоняющей системой. Генератор 6 преобразует информацию регистра 5 в текстовую последовательность разряд« ных сигналов, управляющих формирователем 10 и видеоусилителем 7.

Одновременно при ранее рассмотренном вводе текстовой информации обу- i чаемым с клавиатуры блока 1, элект- 0 рические сигналы в виде потенциальных импульсов подаются с регистра 3 на счетчик 13. Одновременно коды знаков подаются с регистра 5 на второй вход блока 17, а на первый его вход— коды знаков из блока 15 через ре . гистр 16. В случае совпадения кодов, т.е.при правильной отработке обучае-; мым знака, блок 17 на свой первый выход выдает потенциальный сигнал правильной отработки, который поступает на вход формирователя 18, обеспечивающего подачу в блок 17 очередного кода знака в соответствии с заданным нм адресом кода в блоке 15. При не-: правильной отработке знака обучаемым с выхода несовпаде««ия блока 17 потенциальные импульсы поступают на вход счетчика 14.

Таким образом, после отработки обучаемым учебного задания в тренажере отображаетея информация о качестве работы обучаемого через следующие учебные параметры: введенная информация — на электроннолучевой трубке блока 8, суммарное значение введенных знаков — на счетчик 13, суммарное значение ошибочно введенных знаков — на счетчике )4.

Подготовка тренажера к выполнению очередного задания осуществляет ся обучаемым с использованием внутренней команды. Указанная команда вырабатывается с помощью соответствующего органа управления на пульте блока 1. Вся текущая информация в процессе выполнения рассмотренного этапа обучения, записанная в буферную память блока 4, формирователи

12 и 18 и счетчики )3 и 14, стираетСЯ.

Использование предлагаемого тренажера в практике обучения позволит повысить эффективность и качество подготовки операторов, а также значительно снизить затраты машинного времени цифровых электронных вычислительных машин по их основному назначению и в учебных целях.

Тренажер оператора диалоговых систем, содержащий последовательно соединен««ые блок ввода ответных действий оператора, нипратор, первый регистр, первый блок памяти, второй регистр, генератор, видеоусилитель и блок отображения учебной информации, первьп« формирователь импульсов развертки и последовательно включенные первый формирователь импульсов синхронизации, второй формирователь pmпульснов развертки и формирователь у - равляющих импульсов, выход которого непосредственно соединен со вторым входом блока отображения учебной информации, а второй вход — через первый формирователь импульсов развертки со вторым выходом генератора, первый вход и второй выход первого формирователя импульсов синхронизации подключены соответственно ко вторым выходу и входу первого регистра, второй вход — ко второму выходу второго регистра, а тре" тий и четвертый выходы — ко вторым

896662

Составитель А. Карлов

Редактор В. Петраш Техред Е. Харитончик Корректор Г. Огар

Заказ 11711/39 ТиРаж 473 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва )K-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 входам генератора и первого блока памяти соответственно, о т л и ч а ющ и Й с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены два счетчика и последовательно включенные второй блок памяти, третий регистр, блок сравнения и второй формирователь импульсов синхронизации, выход которого соединен с первым входом второго блока памяти, второй вход которого подключен ко второму выходу первого блока памяти, второй вход блока сравнения соединен с третьим выходом второго регистра, а второй выход— со входом одного иэ счетчиков, вход другого счетчика подключен к третьему выходу первого регистра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ф 238912, кл. G 09 В 13/00, 1962.

2. Сулим M. К. Аналоговые устройства отображения на электронных лучевых трубках. M., "Статистика", 1977, с. 51 (прототип);