Устройство для проектирования вертикальной планировки рельефа местности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Ä)896677
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.03.79 (21) 2761154/28-12 с присоединением заявки № (23) Приоритет—
Опубликовано 07.01.82. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 07.01.82 (51) М К 3
G 09 В 25/06
Государствеииый комитет (53) УДК 528.08 (088.8) по делам иэобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения CG9395543i йАТЕНТЙ9- т .г., С. Д. Николаев и A. С. Николаев (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ
Изобретение относится к строительству и предназначено для применения в проектных и изыскательских организациях при проектировании вертикальной планировки рельефа.
Известно устройство для проектирования вертикальной планировки рельефа местности, содержащее корпус с расположенными на нем колонками для моделирования нивелировочных отметок 11).
Недостатком известного устройства является недостаточная точность проектирования, поскольку при этом требуются дополнительные аналитические расчеты.
Цель изобретения — повышение точности проектирования путем исключения аналитических расчетов.
Указанная цель достигается тем, что устройство имеет нормативно-программирующие механизмы и сигнализаторы отклонения нивелировочных отметок, а корпус состоит из короба с верхней и нижней крышками с отверстиями, моделирующими масштабные сетки геодезической съемки, в которых закреплены колонки для моделирования нивелировочных отметок, причем каждый нормативно-программирующий механизм выполнен в виде кинематически связанных друг с другом зубчатых и цепных передач, расположенных на параллельных осях, а каждый сигнализатор отклонения отметок выполнен в виде чередующихся токопроводящих и изолированных пластин, расположенных, по крайней мере, на одном из колес зубчатой передачи нормативно-программирующего механизма.
Колонки для моделирования отметок состоят из трубок телескопически связанtO ных друг с другом, на боковых поверхностях которых выполнены зубья, взаимодействующие с зубчатыми передачами нормати вно-программ иру ющих механизмов.
На фиг. 1 показан корпус секции; на фиг. 2 — конструкция колонки для моделирования нивелировочных отметок; на фиг. 3 и 4 — кинематическая схема нормативно-программирующего механизма (НПМ); на фиг. 5 — конструкция моделирующей колонки (МК), зацепленной с зубчатыми колесами (НПМ); на фиг. 6 — конструкция
Зэ контактного устройства; на фиг. 7 — электрическая схема световой сигнализации.
Каркас 1 снабжен нижней 2 и верхней
3 крышками, в отверстиях 4 которых закреп8966, 7>: Зт а
«;!« — H(,! liЧИНа VK. lOH3 МЕЖ.1V С I«iKflblfIHfìH углами квадратов;
- < z — lii3че»ия нивелировочных от:.>еток смежных углов квадратов
C). — раССтОЛН»с МЕЯ(ду уГЛаМИ СЕТКИ квадратов а.
)> ) (2) Гд«(с — pit:t«óÑ К)>ИВИЗНЫ ПО дВуМ СМЕжным у.кло««ам;
)> — алг«браическая разность ««л;«чин смежных уклоноа.
11i! O(fI(it!a!I!I » )ИВ»(Ir if()(T«f!, ) И (2)
Н >, I, -«С «<3 ?????? ??????,. ??;!.>, 2Ч (3) «133««(««ил (, ) и (1) п(),1<)жены в ос»оr;> .i(I jI
I(op. <и»И< -ilj t)iр««м, .»р)«оп(ий мех3ни.i: . : (>I< < I: ) за к«>< il t II«it>lx () ()сях 1 з <) .>,,0 i(с (8 li ) .!. зв(><0«с к 20 — 22 и<, » I>;,:и. (Ичи» св<>00.1:и> вра«цак>шихся
««с«: "". Лвен(I030I кол««3 23 с!> звездоч., >и " .;> кодс« 25 27 (,(>ct««;; 25 ri 27 оборудованы храповым
«тр:>);.òв; . 28 длл передачи вращения в :<; >»р:«вл«»ии на колесо 26. Зубчатое
;:.:.<> iiic» в зацепл«нии с зубчаi2. преобразует перемещение ко. >и ":лину угла»овор<гга ос» — 1
:;>,1< с .л .. :.! звездочками 20--22. Звсз(О» "3 " .)>«З:«!«ППУЮ ПЕР«паЧУ С СООтНО<.И.l »» i>í».: 5» в«рх«>i " 6 плечики н«««0.«alii!>; >H тр, )к;! 7 м»д(!lip,к)шей ко.l!: «ки кр()>!>i (ей»ами 8 и rf<;Tf»III)HHK3% 9.
В! (! 0» ««е»одвижнои грубки 7 р". i, «ожс<«ь! т >1«скоп««ч«ски связанные ме.к t собои «, ). Б» >!; ail if» < уfll(t:T!)ófOII)è>: <,тл(ок» тп ка I д1я vl <);l«, IffpoBa »è ÿ»роек i,iныл 0 Гмсток.
Гюков:.л «,<)верх»ость трубки I I эб рудована зусп,ял!» 12 для кинем;тичс >1;i взаимодействия со смежными МК I>.0 „(.й передачи через прорези 13 в тр>(»t:iK 7 и 10.
Стопорный винт 14 фик«иру«T ll0,1îæåíè« трубки 10 относителы«0 трубки 7, а сТ0порный винт 15 фиксиру«г трубку 11 относительно трубки 10. Б(рхни««pai«i труб(>к
l0 и 1 оборудованы IIITI tpf>K(t>vl» 16 >ля
0д«вания на II!1K !«в«т««ых р«зиновых HHT(H, созчаюших»агллд«< «ь профилей сушествую«п«г<»!»рос ктир>ce.>!of c> p«льефа.
f13 б<>к<)вых гранях трубок 10 и !! панс< «iii>l i I!.:),«i>l 17 (««1«ниям!i.
К;!.кдьл IO;t«л»р ю«цая ко l0»K3»3 раз«ых ур; и «лх 0(5()()) ду«тсл двумя взаи !««0.
tic >, :i!. » t! t »» г«««р «! !.>!» ((ПМ, Kf) iK I l>IH iia K(>l()i>I>lX il(> ji()<. » Н«i Tt ()«1«»Г» I«(КИХ 33ВИСИ(и)« I л. м г(>д . !Ip()!. кт»рован»я вс рт»кальi i(>» l!, I «) III!)Of)Kit i l<) о I">IC T Ca >«:, и «! ем зубьев 1:1 перс.(3«т вращение звез i() и(24 и колесу 23 смежного НПМ справа ()!л сравнения величин углов поворота коl! j8 и 23. Зв«здочки 21 и 22 через цепную п«реличу с соотношением числа зубьев 1:2
»(лают уменьшенные вдвое величины yr, и, поворота оси 1 — колесам соответствен. „25 справа» 27 слева. Храповые устрой:"«ва колес 25 и 27 последовательно передают свою величину угла поворота на колесо
26 и суммируют их.
Для сопоставлс ния величины угла поворота колеса 26 (уменьшенная вдвое сумма углов поворота осей I — I слева и справа) с l глом поворота ос» 1 — 1 среднего НПМ на осп l!--II среднего г(ПМ жестко закреплены зубчаты«колеса или звездочки 29 и 30 и (зобод»о вращающиеся двухвенцовые колес;i 31 и 32. Колеса 29 и 32 зубчатой или цепной передачи с одинаковым соотношен»ем зубьев воспроизводят пропорциональHhi«<глы поворота соответственно колес 26 и 19. Колеса 30 и 3! производят сравнение их величин. (Iрограммирование критических нормативных значений уклонов и радиусов кривизны рельефа (i Mare., i >,.„) предусмотрено путем оборудования сравнительных колес 18. 23 и 30, 31 контактными устройствами, замыкающими и размыкающими электрическую цепь сигнальной электрической лампочки. Для этой цели на ко10 лесах 23 и 31 установлены контакты 33, а на металлических колесах 18 и 30 — съем-!
»Яе с«гменты 34 из токонепроводяших мате«>и алов.
Размеры сегментов соответствуют вел личине нормативной разницы углов поворота колес.
Электрическая схема световой сигнализации содержит лампочку 35, подключенную к электрической сети установки 36 через с>
l10liижающий трансформатор 37 и обп«ий тумбл«р 38.
Устройство работает следующим обраЗОМ.
Производят модел»рование нивелировочных отметок на соответствующих моделирующих колонках путем вертикального перемешенил зафиксированных между собой стопорным винтом 15 трубок 0 и 11 на соответствуюшую iio шкале нивелировочную отметку и ф»ксацию Нх стопорным винтом 14. При этом сцепленные с трубкой 11
50 через продольную прорезь 13 трубок 7 и
10 колеса 18 поворачивают свои оси 1 — 1 и жестко закрепленные на них звездочки 20
22 и зубчатые колеса 19 на угол *, которые в свою очередь поворачивают на угол (свободно вращающиеся на смежных справа осях — звездочку 23 и на угол — звезс »
2 дочку 25, а также слева íà осях — I звез<. дочку 27 и на угол — зубчатое двухвенцовое колесо 31 на оси II — Il.
896677
Храповый механизм, которым сцеплены звездочки 25 и 27 с зубчатым колесом 26 суммирует их углы и суммарный угол через зубчатое колесо 29 передает на ось II — II и колесо 30. Разница величин углов поворота колес 23 и 18 определяет величину уклона между смежными отметками, а колес 30 и 31 — величину радиуса кривизны.
Причем, если 1мин >1 )Iìàêñ или R (1 мннр то контакт 33 соприкасается с токопроводной пластиной нормативного кольца 34 и замыкает электрическую цепь сигнальной
1О лампы, а если 1„„,„((1„ „,или КЖ„„„, то контакт 33 соприкасается с изоляционной частью нормативного кольца 34, при этом электрическая цепь сигналвной лампы разомкнута, что сигнализирует о соответствии 15 величины уклона и радиуса кривизны запрограммированному.
Определение проектных и рабочих отметок производят путем вертикального пере. мещения трубки 11 относительно зафиксированных стопорным винтом 14 трубок 7 и 10 на моделирующих колонках и горящей сигнальной лампочкой до ее выключения.
Предлагаемое устройство позволяет не только повысить точность моделирования, но и сэкономить большое количество времени.
Формула изобретения
1. Устройство для проектирования вертикальной планировки рельефа местности, ЗО содержащее корпус с расположенными на нем колонками для моделирования нивелировочных отметок, отличающееся тем, что, с целью повышения точности проектирования путем исключения аналитических расчетов, оно имеет нормативно-программирующие механизмы и сигнализаторы отклонения нивелировочных отметок, а корпус состоит из короба с верхней и нижней крышками с отверстиями, моделирующими масштабные сетки геодезической съемки, в которых закреплены колонки для моделирования нивелировочных отметок, причем каждый нормативно-программирующий механизм выполнен в виде кинематически связанных друг с другом зубчатых и цепных передач, расположенных на параллельных осях, а каждый сигнализатор отклонения отметок выполнен в виде чередующихся токопроводящих и изолированных пластин, расположенных, по крайней мере, на одном из колес зубчатой передачи нормативно-программирующего механизма.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что колонки для моделирования отметок состоят из трубок, телескопически связанных друг с другом, на боковых поверхностях которых выполнены зубья, взаимодействующие с зубчатыми передачами нормативно-программирующих механизмов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Мю 303222, кл. G 09 В 25/04, 1971.
896677
Составитель В. Тюркин
Редактор М. Лысогорова Техред A. Бойкас Корректор С. Щомак
Заказ 1712/40 Тираж 473 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раущская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4