Якорь электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 250480 (21) 2915508/24-07 (51) M с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Н 02 К 7/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 0701.82. Бюллетень Н9 1 (53) УД (621. 313..04(088.8) Дата опубликования описания 0701.82

----.» .Федотов (72) Авторы изобретения

A.Л.Глущенко, С.A.Äoëãèõ, В.И.Киселев и А

Л г. ени институт

Ташкентский ордена Трудового Красного Зна инженеров железнодорожного трансп (71) Заявитель (54} ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях тепловозов.

Известна конструкция якоря электродвигателя ЭД-107 с напрессованной на конусном конце вала шестерней и стопорной гайкой на цилиндрическом конце вала (11.

Недостатком известной конструкции является то, что она не обеспечивает гарантированного соединения вала с шестерней, из-эа чего происходят провороты и ослабления ведущих шестерен тяговых электродвигателей (ТЭД), а также нетехнологичность конструкции и большая стоимость ремонта, вызванные трудностями демонтажа соединения на, горячей посадке, когда зачастую прМ спрессовке шестерни с вала происходит задир контактирующих поверхностей и для вторичного использования этих деталей необходима наплавка и приточка сопрягаемых поверхностей.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в известном якоре электрической машины, содержащем вал, имеющий конусную часть, на которой закреплена.шестерня, и цилиндрическую концевую часть с гайкой, между конусной частью вала и шестерней размещен стакан с продольными прорезями, а основание стакана выполнено с резьбовым отверстием и охватывает с зазором концевую часть вала.

На фиг. 1 изображен якорь электрической машины; на фиг. 2 — разрез

A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — продольный разрез якоря нри демонтаже с выпрессовочным приспособлением.

Шестерня 1 насажена на вал 2, а между ними введен конусный промежуточ15 ный элемент лепесткового типа (стакан) 3, который крепится на валу 2 через шайбу 4 с помощью гайки 5.

В стакане выполнены продольные прорези б. В основании стакана выполнено

20 реэьбовое отверстие 7, резьба которого имеет больший диаметр по сравнению с резьбой на концевой части вала. Шестерня 1 в холодном состоянии насаживается на вал якоря, а между ними (их посадочными поверхностями) вводится конусный промежуточный элемент лепесткового типа. При этом посадочный диаметр шестерни больше диаметра вала 2 на величину толщины лепестков конус30 ного промежуточного элемента 3. Затем

89б717 с помощью гайки 5, установленной с зазором относительно резьбового отверстия 7 и имеющей внутреннюю резьбу, совпадающую с резьбой на конце вала

2, через шайбу 4 стакан 3 подвергается осевому нагружению. Так как стакан

3 выполнен из качественной (пружиняще|1) стали, то при нажатии на его основание лепестки расходятся и плотно прижимаются к посадочным поверхностям шестерни 1 -и вала 2, а острые кромки лепестков (фиг. 2), внимаясь в посадочные поверхности, обеспечивают гарантированную посадку соединения.

Увеличение нагрузочной способности соединения вала с шестерней предлагаемого якоря достигается за счет 15 увеличения сопрягаемой поверхности и закусывания лепестков конусного промежуточного элемента 3 с посадочными поверхностями вала 2 и шестерни 1. 20

Стопорение шестерни: от осевого сдвига осуществляются за счет распора (расклинивания) у основания стакана в конце запрессовки и в дополнительных средствах не нуждается. 25

Возможно повторное использование посадочной поверхности вала 2 (при замене шестерни), так как небольшое ее повреждение не снизит нагруэочную способность соединения, создаваемую, в основном, за счет врезания кромок лепестков стакана 3. ,Цля демонтажа шестерни 1 с вала 2 необходимо отвернуть гайку 5, снять шайбу 4 и ввернуть в основание стакана 3 выпрессовочное приспособление

8 (фиг. 3), представляющее собой втулку, в основании которой находится резьбовое отверстие с винтом.

При повороте выпрессовочного винта, упертого в торец вала 2, производится демонтаж стакана, а затем и шестерни.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность соединения вала с шестерней за счет большей посадочной поверхности, прижатия и внимания лепестков стакана, а также облегчает демонтаж шестерни с вала (холодная посадка).

Формула изобретения

Якорь электрической машины, содержащий вал, имеющий конусную часть, на которой закреплена шестерня, и цилиндрическую концевую часть с гайкой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, между конусной частью вала и шестерней размещен стакан с продольными прорезями, а основание стакана выполнено с резьбовым отверстием и охватывает с зазором концевую часть вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тепловоз 2ТЭ10Л. Под.ред. Степанова В.Р., "Транспорт", M., 1970, с. 108-109, рис. 78.

896717

Составитель Ф.Подольская

Редактор А.Власенко Техред Т. Маточка Корректор М. Коста

Заказ 11721/42 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4