Устройство для соединения валов,расположенных параллельно в исходном положении

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцмалмстическмх

Республик

ОП ИСАНИ изоьаитенил

К AATEHTJJ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 30,03. 79 (21) 2757803/25-27 (23) Приоритет - (32) 31. 03 ° 78 (31) 892133 (33) США

Опубликовано 07.01.82.Бюллетень № 1 и 89?119 (51) М. Кл.

F 16 0 1/02

Гпеударстввииый комитет

СССР по делам изабретеиий и открытий

1 (53) УЙК 621.825 ° .9(088.8) Ната опубликования описания 07.01.82

"САНДСТРЭНД КОРПОРЕЙШН" (США) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНО В ИСХОДНОМ

ПОЛОЖЕНИИ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению.

Известно соединение валов, содержащее два вала со шлицами на концах, охватываемые шлицевой втулкой (1) .

Недостатком этого устройства является невозможность раздвижения валов при демонтаже соединения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для соединения валов, расположенных параллельно в исходном положении, со- 15 держащее ведущий вал с шлицевым отверстием на конце и входящую в него промежуточную шлицевую втулку, соединенную с полым ведомым валом, расположенным в корпусе, установленном m с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном осям валов (2>.

Однако известное устройство обладает низкими эксплуатационными возможностями, связанными с вытеканием р масла и трудностью соединения валов при малых габаритах изделия.

Цель изобретения — сокращение габаритов и улучшение эксплуатационных ° возможностей устройства.

Для достижения указанной цели устройство для соединения валов,расположенных параллельно в исходном положении, содержащее ведущий вал с шлицевым отверстием на конце и входящую в него промежуточную шлицевую втулку, соединенную с полым ведомым валом, расположенным в корпусе, с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном осям валов, снабжено опорным узлом в виде фланца, в котором расположена с возможностью вращения промежуточная шлицевая втулка, а ведомый вал установлен в корпусе с возможностью перемещения в осевом направлении.

Кроме того, ведомый вал выполнен, со шлицами на концах, с радиальными каналами и трубкой внутри для подачи масла.

897119

3

Промежуточная шлицевая втулка выполнена с глухим шлицевым отверстием, а конец приводного вала размещен в нем и зафиксирован от осевого смещения.

Устройство снабжено также кожухом, охватывающим конец ведомого вала и соединенным с опорным узлом и корпусом.

Кожух выполнен в виде сильфона из маслостойкого материала.

Привод может быть снабжен управляемой сцепной муфтой, связанной с ведомым валом.

Сцепная муфта выполнена в виде двух полумуфт с торцовыми зубьями, одна из которых представляет втулку с внутренними шлицами, установленную с возможностью вращения в корпусе и соединенную с возможностью осевого перемещения с шлицами на конце приводного вала.

На фиг.1 изображено устройство в соединенном и разъединенном (пунктир) состоянии, общий вид; на фиг.2 разрез устройства по осям валов в соединенном состоянии (вал выдвинут); на фиг.3 - разрез устройства с втянутым валом.

Редуктор 1, например, реактивного двигателя (не показан) является источником энергии для привода 2 постоянных оборотов самолета, который связан с редуктором с помощью соответствующей несущей конструкции, один из вариантов которой показан на фиг.1. Несущая конструкция включает плиту 3, установленную на реактивном двигателе и имеющую два монтажных болта 4 и 5, которые проходят через трубчатые элементы 6 и 7 корпуса 8 привода постоянных оборотов и ввинчены в отверстия плиты 3.

Расположение редуктора 1 и монтажной плиты таково, что оно не позволяет проводить сборку привода 2 с редуктором посредством перемещения привода в направлении оси приводного вала привода. Как показано на фиг.1, пристыковка привода к редуктору и демонтаж его осуществляется $0 посредством перемещения корпуса привода в направлении, обозначенном стрелками 9. Это перемещение осуществляется в направлении, перпендикулярном валам. $$

В корпусе 1О редуктора 1 расположен вращающийся ведущий вал 11. Привод 2 постоянных оборотов имеет по4 лый ведомый вал 12. В пристыкованном положении, показанном на фиг.2, ведомый вал 12 связан с ведущим валом 11 с помощью промежуточной шлицевой втулки 13, имеющей глухое отверстие, в которое входит конец ведомого вала 12. Кроме того, втулка 13 имеет шлицы 14, сцепляющиеся с внутренними шлицами 15 вала 11.

В состыкованном положении (фиг.2) вала ось привода 2 совпадает с осью вала редуктора 1. Ведомый вал 12 выполняется втягивающимся в положение, показанное на фиг.3, с тем, чтобы обеспечить возможность поперечного перемещения привода в процессе стыковки и демонтажа. Привод постоянных оборотов включает приводную систему, передающую вращение от редуктора к гидравлическим элементам (не показаны) привода постоянных оборотов. Вращение ведомого вала 12 передается втулке 16, установленной в корпусе в опорных подшипниках 17 и связанной с полумуфтой 18 торцовыми зубьями 19.

При включенной муфте вращение от полумуфты 13 передается через шлицевое соединение 20 трубчатому приводному элементу 21, установленному с возможностью вращения в корпусе 8 на подшипниках 22 и 23. На этом трубчатом элементе имеется внешняя шестерня 24, которая сцеплена с шестерней

25 привода.

Втулка 16 сцепляется с внутренним концом вала 12 посредством шлицевого соединения 26 с возможностью осевого перемещения и покачивания с целью компенсации некоторого рассогласования осей привода 2 и редуктора 1.

Между входным концом вала 12 и промежуточной втулкой 13 имеется дополнительное шлицевое соединения 27, которое вместе со шлицевым соединением 26 обеспечивает силовое соединение привода 2 с редуктором 1 при наличии рассогласования их осей.

Ведомый приводной.вал 12 связывается с промежуточной втулкой 13 пружинным кольцом 28. Втулка 13 и, следовательно, входной конец вала 12 поддерживаются с возможностью вращения шариковым подшипником 29, внутренняя обойма которого плотно надета на промежуточной втулке 13, а внешняя вставлена в опорный элемент

30, в основном, имеющий форму фланца с центральным отверстием под подшип5 8971 ник. Кроме того, между опорным элементом 30 и втулкой 13 имеется уплотнение 31, препятствующее вытеканию масла, В стыкованном положении опорный элемент 30 фиксируется относительно корпуса 10 редуктора с помощью одной или более шпилек 32 и прикрепляется к корпусу одним или более крепежным болтом 33.

Шлицевые соединения 26 и 27 требуют смазки. Смазка обеспечивается с помощью трубки 34, расположенной внутри полого ведомого вала 12 с его внутреннего конца, по которой смазочное масло под давлением подается во внутреннюю полость ведомого вала. Масло проходит по ведомому валу ко входному его концу и выбрасывается наружу через маслопроводы, выполненные в виде каналов 35 в торце приводного вала, попадая при этом в глухое отверстие втулки 13, чтобы затем пройти через шлицевое соединение 27. Для того, чтобы ограничивать" этот поток масла, предусмотрено кольцевое уплотнение 31. Кроме того, выступающий входной конец ведомого вала окружен трубчатым растягивающимся кожухом 36, выполненным в виде сильфона из маслостойкого материала. Один конец этого кожуха прикреплен к кольцу 37, которое с помощью крепежных элементов 38 прикреплено к опорному элементу 39 привода и к кольцу 40, прикрепленному к фланцу опорного элемента 30 с помощью резьбовых крепежных элементов 41.

Благодаря этим элементам смазочное масло может проходить по соответствующим, предусмотренным внутри при40 вода, проходам и не вытекает из редуктора 1 и привода 2, Кроме того, смазочное масло может проходить сквозь канал 42 в стенке ведомого вала и через открытый торец ведомого вала для смазки шлицевого соединения 26.

Пружина 43 перемещает полумуфту

18 влево и включает сцепную муфту.

Выключение муфты производится плунжером 44.

Устройство работает следующим образом.

В смонтированном положении вращения от вала 11 редуктора 1 через Н втулку 13 передается на вал 12 и через шлицы 26 и полумуфту 18 на шестерни 24 и 25 привода 2. При осущест19 i влении демонтажа соединения опорный фланец 30 отсоединяется от корпуса

10 редуктора 1 и перемещается влево, При этом шлицы 15 выводятся из вала

11, а вал 12 перемещается по шлицам

1 !

26. При втянутом положении вала кор- пус привода 2 может быть перемещен в положение, показанное на фиг.1 пунктиром, Трубка 34 и каналы 35 и 42 позволяют смазывать шлицы соединения, а кожух 36 препятствует вытеканию масла из соединения. !

Устройство позволяет легко соединять валы при невозможности их осевых перемещений и некоторой несоосности,при этом предотвращается вытекание масла из соединения, Это улучшает эксплуатационные качества соединения и сокращает габариты изделия. формула изобретения

1. Устройство для соединения валов, расположенных параллельно в исходном положении, содержащее ведущий вал с шлицевым отверстием на конце и входящую в него промежуточную шлицевую втулку, соединенную с полым ведомым валом, расположенным в корпусе, установленном с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном осям валов, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью сокращения габаритов и улучшения эксплуатационных возможностей, оно снабжено опорным узлом в виде фланца, в котором расположена с возможностью вращения промежуточная шлицевая втулка, а ведомый вал установлен в корпусе с возможностью перемещения в осевом направлении, 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ведомый вал выполнен со шлицами на концах, с радиальными каналами и трубкой внутри для подачи смазки, 3. Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что промежуточная шлицевая втулка выполнена с глухим шлицевым отверстием, а конец ведомого вала размещен в нем и зафиксирован от осевого смещения.

4. Устройство по пп.1-3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено кожухом, охватывающим конец ведомого вала и соединенным с опорным узлом и корпусом.

7 8971

5. Устройство по п.4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что кожух выполнен в виде сильфона иэ маслостойкого материала, 6 . Устройство по пп.1-5, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что привод снабжен управляемой сцепной муфтой, связанной с ведомым валом, 7. Устройство по п.6, о т л ич а ю щ е е с я тем, что сцепная l0 муфта выполнена в виде двух полумуфт с торцовыми зубьями, одна из которых представляет втулку с внутренними шпицами, установленную с:воэможностью вращения в корпусе и соединенную с воэможностью осевого перемещения с шлицами на конце приводного вала.. Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе

1. Поляков В.С., Барбаш И.Б., Ря-. ховский О.Н. Справочник по муфтам.

Л., "Машиностроение", 1979, с.5, оис.1.1,г.

2. Патент США N 4042088, кл. 192-114, 1977 (прототип) . арф. 7

897119

Составитель .Абалтусов

Редактор Л.Филь Техред С. Мигунова

Корректор И. Пожо.

Заказ 11758/47 Тираж 980 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д,4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4