Способ чистовой обработки зубьев червячной фрезой "победа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Со1оз Соввтскик

Социалистыческии

Республик (ii 897428 (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 29. 04. 80 (21) 2916037/25-08 с присоединением заявки И (23) П риоритет

Опубликовано 15.01.82. Бюллетень № .2

Дата опубликования описания 15.01.82 (5 l ) M. Кл.

В 23 F 5/22

3ееударстеенный кемнтет

СССР дв делам иаебретений и открытий (53) УДК 621.914.° 5:621.833

{088.8) В.Ф.Шаповалов, А.К.Сидоренко, А.Д.Коно и Г.Г.Иноземцев (72) Авторы изобретения

Краматорский научно-исследовательский и технологический институт машиностроения и Hogg „;;„

Краматорский машиностроительный (71) Заявители

{54) СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС МЕТОДОМ ОБКАТА ЧЕРВЯЧНОЙ ФРЕЗОЙ

"ПОБЕДА"

Изобретение относится к обработке металлов резанием, в частности при чистовой обработке преимущественно крупномодульных зубчатых колес.

Известен способ обработки зубьев зубчатых колес крупного модуля червячной фрезой "Победа", состоящей из двух частей, размеры зубьев которых не зависят от модуля нареэаемого колеса, применяемый в случае обработки зубчатых колес с числом зубьев, отличным от расчетного. Сущность этого способа заключается в том, что для обработки зубчатого колеса с числом зубьев, отличным от того, по которому рассчитана фреэа, производится переустановка обеих частей фрезы таким образом, что одна часть фрезы поворачивается на оправке относительно другой части фреза на определенный расчетный угол, а затем обе части фрезы устанавливают вместе симметрично и на определенном новом расстоянии от межосевого перпендикуляра гары инструмент — деталь (1).

Для осуществления этого способа обработки в посадочном отверстии каждой из частей фрезы предусмотрено несколько шпоночных пазов, а между частями фрез закладывается регулируемое по ширине дистанционное кольцо.

Данный способ имеет ограниченную применяемость инструмента.

Цель изобретения — сокращение но-, менклатуры инструмента путем расширения диапазона чисел зубьев, нарезаемых одним инструментом и повышение точности зацепления обработанной

15 зубчатой пары.

Указанная цель достигается тем, что обработку осуществляют частями фрез поочередно, причем вначале устанавливают одну часть фрезы и ведут обработку одной боковой поверхности зубьев, затем заменяют ее на другую часть и обрабатывают вторую боковую поверхность зубьев, при этом каждая

897428

Где

=Я, 892и ;

{,2Bv-O,З3и (1- 1n 2й,3 ()

tQ 20

13 25m -Xm- Ю(ЗИ3 (1- Sin lO )

Ух tg- 2o т33 (1,062-х ) (6)

О 36М1

Так, например, расстояние 1У в случае обработки червячной фрезой

33Победан зубчатой вал-шестеренки с характеристикой m = 20 мм, z =- 12, х = +0,755 равно 0 (1 052-O,756)

= 16332Млл

УХ О, Ь6 397 д Предлагаемый способ обработкой зубьев осуществляется со следующей последовательностью операций.

На зубофрезерной оправке 5 с помощью шаблона, закрепленного в цент @ роискателе станка, устанавливают и закрепляют одну из частей фрезы, например правую {фиг. 1), с пересе-, чением межосевого перпендикуляра 00 влево на расчетное установочное расстояние 1у. Затем радиально вводят

35 ее в зацепление с предварительно прорезанными зубьями колеса 7 и произвоаят обработку правых боковых поверхностей зубьев колеса. При этом зубья фрезы взаимодействуют с зубья40 ми колеса вдоль станочной линии зацепления BE.

После обработки правых поверхностей зубьев заменяют на зубофрезной оправке 5 правую часть фреэы на ле45 вую и установив ее с пересечением

1

) межосевого перпендикуляра 00 вправо на расстояние 1 1, производят обработку левых боковых поверхностей зубьев. При этом зубья фрезы взаимодействуют с зубьями колеса вдоль

3 станочной линии зацепления В

Таким образом, применяя предложенный способ обработки зубьев путем поочередной установки частей фреэы, имеющих постоянный профильный угол зубьев 20, на зубофрезерной оправке

Ь -)(ю-1" (1-уиА),,( g) с пересечением межосевого перпендику1я А. ляра на расчетное расстояние и послеФ -х -е

Ух

3 из частей фреэы имеет профильный угол 20 и ее устанавливают на расстоянии l,от пересечения межосевого перпендикуляра пары инструментдеталь определяемом следующей зависимостью:

Ы вЂ” Х3т3 — 1" (. 1 — 533 Й<) (q 3

Яд. где 1 — установочное расстояние, У т. е. расстояние от первого зуба каждой части фрезы до межосевого перпендикуляра, hf — высота ножки зуба изделия, x — коэффициент смещения исходного контура; модуль обрабатываемого зубчатого колеса, угол профиля исходного контураа, r - радиус закругления головки зуба черновой фрезы, На фиг. 1 схематически показан способ обработки зубьев фрезой НПобеда 3; на фиг. 2 и 3 даны построения к определению установочного расстояния каждой из частей фрезы.

Каждая иэ частей фрезы "Победа" (фиг. 1), содержащая корпус 1, о зубья 2 с углом профиля о1. = 20 и элементы крепления 3 и 4, устанавливается поочередно на эубофрезерной оправке 5 с пересечением межосевого перпендикуляра 00, при этом расстояние 1 от первого зуба 6 каждой части фрезы до межосевого перпендикуляра 00 (фиг. 1 и 2) определяется по формуле

11 f-0 ЬУ-1 (1- 1цй) (1 фА

Как видно иэ фиг. 2 установочное расстояние 1> не зависит от числа зубьев Z нареэаемого колеса 7 и определяется профильным углом о исходного контура зубчатой рейки, высотой ножки зуба hf и расстоянием 1 (фиг.3 от точки А начала закругления головки зуба 8 чернового инструмента до

его вершины

1 = r(1-sin X ) (3)

Указанные параметры зависят только от модуля и коэффициента коррекции зубьев колеса. Для обработки корригированных колес установочное расстояние определяется по формуле

X — К О Э ®ii1! I I 11 I. Н т Е Н 333 С Н;1 Я 1\ (ХО Д.

НОГО кон 1 УI) 3 I 3.|jlc таIÇDRE ìûè в формулу со своим знаком, m — модуль эубьеВ.

Для зубчатых колес с исходным контуром зубчатой рейки согласно

ГОСТ 13755-68, где 4 = 20, hf

1,25 m формулы (2 )и (4) упрощаются и имеют вид

Формула изобретения

5 89742 дующей обработки боковых поверхностей зубьев, можно одной фрезой Победа" обрабатывать колеса одного модуля с любым числом зубьев.

Экономическая целесообразность 5 применения предлагаемого способа обработки зубьев заключается в том, что он в пределах каждого модуля и чисел зуоьев нарезаемых колес z =

24 - 198 сокращает количество приме- 10 няемых типоразмеров фреэ с шести до одного.

Одновременно упрошается конструкция Фреэ и повышается точность их посадочных отверстий, так как нет необходимости в выполнении нескольких шпоночных пазов в каждой иэ частей инструмента.

Применение способа обработки позволяет повысить точность зацепления, а следовательно, и долговечность сопрягающихся в паре зубчатых колес,так как они нарезаются одной и той же фрезой. 25

Способ чистовой обработки зубчатых 5В колес методом обката червячной фрезой "Победа", состоящей из двух частей, отличающийся тем, что, с целью сокращения номенклатуры инструмента путем расширения диа- 55

8 4 пазона чисел зубьев, нареэаемых одним инструментом, обработку осуществляют частями фрез поочередно, причем вначале устанавливают одну часть фрезы и ведут обработку одной боковой поверхности зубьев, затем заменяют ее на другую часть и обрабатывают вторую. боковую поверхность зубьев, при этом каждая иэ частей фрезы имеет профиль ный угол 20 и ее устанавливают на расстоянии 1 от пересечения межосевого перпендикуляра пары инструмент— деталь, определяемом следующей зависимостью:

Ы у 1"ф(1 В1Иа )

М где 1 - установочное расстояние, т.е. расстояние от первого зуба каждой части фреэы до межосевого перпендикуляра, hf - высота ножки зуба изделия, х - коэффициент смещения исходного контура, m - -модуль обрабатываемого зубчатого колеса, - - угол профиля исходного контура; г - радиус закругления головки зуба черновой фрезы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сидоренко А.К, Особенности изготовления крупномодульных колес.

М., "Машиностроение",1976, с.86-88.

С-;сТ аи тел = И. (узнецова

Редактор Л,Алексеенко Техред =. Фа;.; вЂ,z Корректор E.Рошко

Заказ 1181 /16 !ираж t,-0 Поцписное

ВНИ!ИПИ Государственного комитета СССР пс делам изобретен .Й и открытий

11 0$ 3 Москаа, )6,,, РаУйская нао, д. 1/g

Филиал ППП "Патент, г.Ужгород, Ул.Проектная, 4